Аккорды Высоцкого

vusozkui2
vusozkui3
Фото: rt-online.ru

Сегодня – 80 лет со дня рождения кумира молодежи семидесятых годов, гастрольные маршруты которого проходили и по Татарстану

 

 
На днях слушала по «Маяку» передачу о Сергее Эйзенштейне. Непонятый современниками, недооцененный, он, по мнению рассказчиков, лет на семьдесят опередил время, потому и гениально современен сегодня. Великому кинорежиссеру хватило коротких пятидесяти лет, чтобы попасть в мировую историю. Владимиру Высоцкому, когда он ушел, было всего 42. Сказать, что он опередил время, нельзя – его творчеством восхищались при жизни, если не издавали стихи, то из-за страха: будоражил умы, тревожил, призывал… Им восхищаются сегодня, не забудут и через полвека как минимум. Его первые поклонники состарились без него, песни и стихи с магнитофонных лент перекочевали на диски, в Интернет – значит, он и сегодня нужен. И раздирающий сердце на куски голос все с такой же силой бьет по нервам. У каждого из нас свой Высоцкий. У журналиста «РТ» Александра Медведева, сделавшего этот снимок в далеком 1977-м, когда великий поэт, артист, автор-исполнитель давал концерты в Казани, он такой – одухотворенный, искренний, свой.

Ирина ХАЛИТОВА, «РТ»

 

Летом прошлого года авторы книги «Владимир Высоцкий в Казани» – Владимир Урецкий, Георгий Цыпцын, Владимир Гаранин – создали инициативную группу по увековечиванию в столице Татарстана памяти легендарного барда, давшего с 12 по 18 октября 1977 года во Дворце спорта и Молодежном центре 28 концертов. Они обратились в администрацию города с просьбой присвоить имя Высоцкого одной из улиц Казани. Получили отказ. Потом каким-то образом об этой инициативе узнал мэр Ильсур Метшин – человек, как известно, музыкальный, сам играет на гитаре, дружит с Розенбаумом. И он сам… примкнул к инициативной группе: дал распоряжение изыскать-таки возможность назвать одну из улиц Казани именем Высоцкого. Имя барда внесли в банк данных комиссии по топонимике Казани, там он значится под №26. Глядишь, очередь в этом году и подойдет – в год 80-летия одного из символов советской эпохи. Более того, мэр дал задание изготовить памятный знак Высоцкому в виде пюпитра с фотографией и текстом на трех языках, его должны открыть около МЦ 25 января. А в дни проведения «Аксенов-феста» состоится большой вечер памяти поэта и актера с приглашением известных артистов, с которыми он работал в театре и кино.

Тем временем авторы книги о пребывании Владимира Семеновича в Казани замахнулись на более объемный труд – о его посещении Набережных Челнов, Елабуги, Нижнекамска и Зеленодольска. Хотят дополнить этими фактами имеющуюся рукопись о казанском следе «всесоюзного Володи». Нашли уже с десяток свидетелей, людей, которые непосредственно общались с Высоцким. Один из них – Михаил Александрович Мельников.

В конце семидесятых прошлого века он работал корреспондентом «Комсомольца Татарии». Позже переехал на постоянное место жительства в Москву, работал там журналистом, ныне – политолог, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

 

С Высоцким я встретился перед первым концертом в первый день его пребывания в Казани. Шел на встречу с ним со значительным предубеждением, потому что никогда не предполагаешь, чего ждать от артистов, пораженных звездной болезнью. Тем более когда ты не знаешь характера человека  

Как журналист он много общался со звездами эстрады, искусства, науки, известными политиками. Но одна встреча его поразила больше всего – с Владимиром Высоцким, когда тот в октябре 1977 года гастролировал в Казани. Популярный поэт и бард оказался в общении абсолютно простым и тактичным собеседником, без всякого «звездного» пафоса.

Рассказывает Михаил Мельников:

– Я тогда был внештатником «Комсомольца Татарии». Услышал, что в Казань приехал кумир миллионов Владимир Высоцкий и хотел сделать редактору, с которым был в хороших отношениях, сюрприз – подготовить с известным поэтом и актером интервью. Но стал жертвой собственной самонадеянности – на следующий день после беседы с Высоцким меня сразил грипп, я свалился с большой температурой и не смог вовремя подготовить текст. Независимо от меня интервью с Высоцким сделали мои коллеги Феликс Феликсон и Владимир Герасимов. Мой материал мог быть первым, но этого не случилось. Наш разговор с Владимиром Семеновичем помню до сих пор и могу воспроизвести по памяти.

Должен сказать, что в первые дни пребывания Высоцкого в Казани из журналистской братии к нему никто прорваться не смог, а я смог! Заместитель директора Молодежного центра Сергей Овсянников, с которым я очень дружен до сих пор, устроил мне эту встречу без всяких проволочек, по первому моему звонку, чему я был несказанно удивлен.

С Высоцким я встретился перед первым концертом в первый день его пребывания в Казани. Шел на встречу с ним со значительным предубеждением, потому что никогда не предполагаешь, чего ждать от артистов, пораженных звездной болезнью. Тем более когда ты не знаешь характера человека.

Встретились в артистической уборной, так называемой комнате президиума, которая находилась – это очень важное обстоятельство – под сценой Молодежного центра. Шло первое отделение концерта, участники ВИА «Шестеро молодых» уже играли, что-то там бренькали. Сейчас в МЦ уже нет той уборной. В то время она была хорошо обставлена: кожаные диваны и кресла, приличный журнальный столик. Но мы с Высоцким, не знаю как, оказались около маленького, в метр «ростом» холодильника. Встали по обе его стороны, облокотились. Так и простояли целый час, пока шел разговор!

Он курил свой «Винстон», который я видел первый раз в жизни, я – свой «Опал» и при этом записывал размышления Высоцкого в блокнот.

 

Высоцкий всегда настраивал гитару под себя.

 

Это было фантастическое интервью. Я задал ему первый и единственный вопрос: «Какой должна быть сегодня современная авторская песня для молодежи?» И все. Его как прорвало, видимо, я попал в самую точку, затронул тему, которая его очень волновала. Высоцкий завелся с полуоборота – и как пошел, как пошел! Я только успевал слушать, поддакивать, записывать и реагировать какими-то контрвопросами корректирующего свойства, не более. Он на них, казалось, внимания-то особо не обращал, настолько его задела тема разговора.

В первые же секунды своего монолога Высоцкий ткнул пальцем в потолок, где играли ребята из ВИА «Шестеро молодых»:

– Слышишь?

Звуки сверху доносились явственно.

– Конечно, слышу.

– Вот такая музыка, такие песни молодежи не нужны. И я не буду никогда писать такие и никому не советую – это совсем не то.

– А что тогда «то»?

Высоцкий задумался. В то время на большой волне шло движение клубов самодеятельной песни, а Казань была одним из его центров. Все знали Визбора, Кукина, Окуджаву, пели их песни. С журналистом и бардом Леней Сергеевым мы потом вообще в «Вечерке» в одной комнате три года работали. Казань была продвинутым городом в плане развития авторской песни и по сей день остается таковой.

Я корректирую вопрос:

– Я ездил на Грушинский фестиваль, столько сейчас продвинутых авторов, столько интересных фамилий: Визбор, Кукин, Клячкин. Хорошие барды.

Высоцкий смотрит на меня, качает головой. Конечно, все имена ему были знакомы:

– Нет, вы знаете, это все не то…

Меня это, честно говоря, покоробило, потому что я и с Визбором был знаком, общался со многими каэспэшниками (члены клуба самодеятельной песни. – Ред. ).

– А что же тогда «то»? Давайте конкретно – фамилии можете назвать?

– Пожалуй, только Окуджава. Это единственное имя, которое очень честно по отношению к молодежи.

 

Раньше, до встречи в Казани, я видел Высоцкого в Театре на Таганке. Спектакли ведь на нем держались. Я смотрел постановку «Двери хлопают», там Владимир Семенович исполнил лишь одну песню, а в самом сюжете не был задействован. Просто по ходу действия он вышел на сцену и спел «Мы вращаем землю» – и спустился со сцены. Песня настолько легла на спектакль!

 

Мне сразу стало понятно, что в этом направлении беседу развивать не стоит. Это такая планка была поднята: Окуджава – и больше никто! Думаю, ну все привет, о чем тогда говорить? Тогда я пошел другим путем:

– А как вы себя видите в авторской песне? Кто вы? Композитор? Исполнитель? Автор?

Тут он вновь задумался. И ответил очень интересно:

– Я музыкант вообще никакой. Знаю три аккорда (слукавил, конечно, но это простительно). Мне для марша больше ничего не надо. Я люблю марши, маршеобразные песни и все стараюсь писать в ритме марша. Мне это ближе к сердцу. Для меня мелодия – это всего лишь сопутствующий элемент. Для меня важен текст. Я поэт, считаю себя поэтом. И сочиняю всегда с гитарой, она мне удобна, всегда под рукой, могу всегда ее взять. Если бы мне было удобно с фортепьяно – возил бы его с собой.

Потом уже, когда вышли книжки с биографией Владимира Высоцкого, я понял, насколько он страдал из-за того, что его не признают поэтом. Официально не признают. Люди-то, окружение про него уже давно все поняли. У него был, если хотите, комплекс непризнания его как поэта. Он, несомненно, заслуживал гораздо большего, потому что он действительно состоявшийся и большой поэт.

Раньше, до встречи в Казани, я видел Высоцкого в Театре на Таганке. Спектакли ведь на нем держались. Я смотрел постановку «Двери хлопают», там Владимир Семенович исполнил лишь одну песню, а в самом сюжете не был задействован. Просто по ходу действия он вышел на сцену и спел «Мы вращаем землю» – и спустился со сцены. Песня настолько легла на спектакль! Магия слова, энергия, которая исходила от исполнителя – это ярко чувствовалось везде, и в Казани, конечно, тоже. Я побывал на его концерте – сидел в первом ряду.

 

 Это было фантастическое интервью.
 Я задал ему первый и единственный вопрос: «Какой должна быть сегодня современная авторская песня для молодежи?» И все. Его как прорвало, видимо, я попал в самую точку, затронул тему, которая его очень волновала. Высоцкий завелся с полуоборота – и как пошел, как пошел!

Вообще, очень странное ощущение – Высоцкий ведь невысокого роста. Я сам 1 метр 72 см, он даже ниже меня. Но когда он стоял на сцене у края рампы в обтягивающих темных брюках и темном свитере, казался скалой. Просто гигант какой-то, командор! А вот так при встрече – обычный человек. Вот это тоже поразило, равно как и то, что у него не было никакой звездности. Абсолютно! Я поражен до сих пор, потому что встречался с самыми разными звездами, особенно работая в Москве. Бывало, что на интервью приходит пьяная звезда, еще считает для себя возможным делать какие-то ремарки по поводу того, что он где-то задержался, а сам лыка не вяжет. Хотя была договоренность на определенное время. Представить Высоцкого в такой роли я категорически не мог. Предельное уважение к собеседнику, понимание того, с чем он к тебе пришел, о чем спрашивает.

В том нашем разговоре в МЦ я попросил его поразмышлять об отечественной рок-культуре, которая в то время дала первые ростки и в какой-то степени влияла на молодежь. Но он ничего об этом не стал говорить. То ли это его не волновало, то ли он не считал тему актуальной. Может быть, потому что тексты рок-групп тоже были, мягко говоря, несовершенны. В той же «Машине времени» слова песен крайне небрежны, а Владимир Семенович был очень щепетильным человеком в отношении слова. Он, если хотите, филолог по зову души – настолько трепетно относился к слову. Почитайте его стихи – это фантастика!

Я спрашивал и о кумирах того времени – «Битлз», «АББА», влиянии их музыки на молодежь. Но он и на эту тему тоже не распространялся, лишь согласился, что они завладели умами миллионов людей. Впрочем, как и он сам. В СССР в то время из магнитофонов только и звучали Высоцкий да «Битлз» и, может быть, еще «Роллинг стоунз». Все. Он это прекрасно знал. Не с кем в то время было измерить и сравнить популярность его в стране.

В процессе своей дальнейшей журналистской практики я не раз касался личности Высоцкого. В интервью со Станиславом Говорухиным узнал о таком эпизоде из их творческой жизни. Во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя» случилось так, что режиссеру надо было отлучиться, срочно уехать по делам. А съемки останавливать было нельзя, потому что все актеры заряжены и так далее. Тогда Высоцкий выпросил у Говорухина доверить ему режиссерскую работу – порулить на съемочной площадке.

Постановщик приехал из своей отлучки, отсмотрел съемочный материал и пришел в ужас. Одни крупные планы! Ни одного среднего и дальнего. И в этом отразился весь Высоцкий: он целиком погрузился в процесс и снял так, как хотел, не обращая внимания ни на какие рекомендации.

Надо сказать, кое-что из крупных планов потом вошло в фильм, так что в нем есть какая-то толика режиссерского труда Высоцкого.

 

В том нашем разговоре в МЦ я попросил его поразмышлять об отечественной рок-культуре, которая в то время дала первые ростки и в какой-то степени влияла на молодежь. Но он ничего об этом не стал говорить. То ли это его не волновало, то ли он не считал тему актуальной. Может быть, потому что тексты рок-групп тоже были, мягко говоря, несовершенны

 

Во время съемок одного из первых фильмов Станислава Говорухина на Кавказе «Вертикаль» у них с Высоцким тоже было немало примечательных моментов. Вообще говоря, картина была на грани провала. Потому что сценарий никакой, сам Говорухин в этом признавался. Снимать фильм ему дали случайно – не было работы, и вдруг подфартило. И хорошо, что он пригласил туда сниматься Высоцкого. Именно с «Вертикали» и пошла всесоюзная слава актера как автора стихов и музыки, первые легальные песни были именно в этом фильме.

Картину эту Говорухин не знал, чем закончить. Люди с гор вернулись в Москву, их на вокзале встречают родственники. Вот такие завершающие кадры. Ну и что? Никакой концовки, никакого драйва, никакой точки в этом фильме. И вот сидит Говорухин – монтирует фильм и не знает, что ему делать. Обратился к Высоцкому – давай, дескать, выручай, напиши песню для финала, нужна концовка. Высоцкий отсмотрел последние кадры и выдал песню, где есть такие строки: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Песня замечательная! Идет только она – и все понятно: зачем этот фильм, зачем люди поехали в горы, почему некоторые из них не возвращаются с гор. Все сказано в той песне, которая не только спасла фильм, но еще и украсила его дополнительно. Она очень хорошо легла на последние кадры. До сих пор фильм смотрится, полагаю, благодаря участию в нем Высоцкого как актера и как автора песен. Этот потрясающий эпизод из биографии поэта и актера говорит о его высочайшем профессионализме и ответственности за все то, что он делает. За то, что он сделал. Потому и существует такое явление – Владимир Высоцкий.

Владимир ГАРАНИН

 

 
По теме
В Казани у концертного зала Молодежного центра «Ак Барса» в честь 80-летнего юбилея Владимира Высоцкого состоялось праздничное открытие памятной доски, напоминающей нам о великом наследии, оставленном этим легендарным поэтом,
Команда ветеранов спорта Нижнекамска с медалями вернулась из Иркутска. В региональном центре прошёл чемпионат России по лёгкой атлетике среди ветеранов.
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время