О камской вольнице, краденых баранах и первом автомобиле в Мамадышском уезде

Фото: rt-online.ru

 

  Среди бескрайних полей камского правобережья, рядом с автотрассой федерального значения М-7, по которой день и ночь мчат большегрузы дальнобойщиков, затерялось в Елабужском районе небольшое старинное село Костенеево. И хотя оно невелико – сегодня здесь проживают чуть более пятисот человек, село это имеет свою богатую и интересную историю.

 

Начинается она в неспокойном XVII веке, в смутное время народных восстаний, церковного раскола, время правления самозванца Лжедмитрия и разгула семибоярщины. Именно в те неспокойные времена значительно увеличился поток беглых холопов на окраинные земли государства Российского, и прежде всего – на Волгу и Каму.

 

БРАТЬЯ-РАЗБОЙНИКИ

Вчерашние крепостные, не пожелавшие пахать на барина-помещика, староверы-раскольники, не признавшие церковной реформы патриарха Никона, а то и просто «гулящие» люди, промышлявшие разбоем и грабежом, – все они стекались к вольным камским берегам.

От местных жителей мне доводилось слышать, что даже название села Костенеево произошло от слова «кистень» – так называлось старинное холодное оружие, которым орудовали разбойники на больших дорогах. Кистень представлял собой увесистый стальной с острыми шипами шар, подвешенный на длинном сыромятном ремне.

Насколько верна эта версия, судить трудно. Во всяком случае, лихие людишки, обосновавшиеся на правом камском берегу между селами Свиногорье и Котловка, промышляли не только рыбной ловлей. Откуда они пришли сюда, в точности неизвестно. Поговаривали, будто бы из-под Рязани. Вырыли землянки, стали обживать здешние берега. По отношению к соседям – котловским и свиногорским крестьянам – новые поселенцы вели себя дерзко и задиристо. Нередко вступали в конфликты с местными, у которых регулярно похищали и резали пасущихся на прибрежных лугах овец.

 

От местных жителей доводилось слышать, что даже название села Костенеево произошло от слова «кистень» – так называлось старинное холодное оружие, которым орудовали разбойники на больших дорогах

 

Всё это так надоело котловским и свиногорским мужикам, что однажды, собравшись огромной толпой, они нагрянули к незваным пришельцам в их становище. Избили жуликов в кровь за все их подлости. Пригрозив напоследок, ушли, посоветовав им убираться отсюда подобру-поздорову.

После такого крутого разговора разбойная ватага покинула эти места. Лишь двое из преступной шайки – братья Яков и Константин – остались, решив покончить с разбойной жизнью. Переселившись к северу от Камы, они основали в лесу небольшое поселение – починок. Он и стал впоследствии селом Костенеевым – по имени одного из братьев Константина, или, как говорили тогда, Кистянтина. И хотя братья навсегда «завязали» со своим преступным прошлым, жители соседних сел долго не могли забыть их былые дела, нередко пре­зрительно называя потомков бывших скотокрадов «баранниками».

 

ПОД ЗАВОДОМ НЕ БЫТЬ!

Постепенно государева власть добралась и до этой глухомани. К тому времени, к началу XVIII века, Костенеево из небольшого починка превратилось в довольно крупное русское село, в центре которого красовался храм Иоанна Предтечи, построенный в 1722 году. В приход Костенеевской церкви входили также окрестные сёла Мурзиха, Казыли, Черенга и Чирши. Жители Костенеева были из разряда так называемых государевых крестьян и не знали над собой помещичьей власти. Тем не менее государство не только собирало с них ежегодную подушную подать, но и всячески давало понять, что не допустит вольностей со стороны своих подданных. В шестидесятых годах восемнадцатого столетия, в период царствования Екатерины Великой, всех местных жителей царские чиновники приписали к Ижевскому оружейному заводу.

 

 Имя купца первой гильдии Корнея Щербакова до революции гремело на весь Мамадышский уезд.
Что и говорить, личность незаурядная. Крупный хлеботорговец-оптовик, владелец винокуренного завода в Мамадыше и водяной мельницы на реке Анзирке, он слыл известным благотворителем и очень интересовался всевозможными новинками техники и всякого рода изобретениями.

Однако работать «на казну» за скудное грошовое жалованье, часть которого к тому же оседала в карманах вороватых заводских приказчиков, костенеевцы не желали. Выражая своё недовольство, приписанные к заводу крестьяне отказывались выходить на работу. Действовали организованно и сплочённо – устраивали сходы, на которых вы­двинули лозунг: «Под заводом не быть!» Видимо, сказывался бунтарский дух первых основателей села – беглых крестьян, не желавших признавать ни помещиков, ни государевых чиновников.

Все это в полной мере проявилось десять лет спустя, в начале семидесятых годов восемнадцатого столетия, когда вспыхнуло восстание Емельяна Пугачёва, которого костенеевцы ждали как своего доброго царя-освободителя. Особенно такие настроения усилились после того, как до них докатился слух о взятии пугачёвцами Елабуги летом 1774 года. Об этом сельчанам возвестили восставшие казаки из отряда Кузмета Ишметова, известного пугачёвского атамана, действовавшего в окрестностях Мамадыша и Елабуги. Численность его отряда, куда, помимо казаков, входили также татары и удмурты, превышала полторы тысячи человек. И хотя вскоре восстание было жестоко подавлено, а его руководители казнены, память о нем еще долго будоражила умы местных крестьян.

 

БУНТАРИ, НО НЕ БЕЗДЕЛЬНИКИ

Несмотря на отказ от работы на казенном заводе, трудиться «на себя» костенеевцы и умели, и любили. Корчевали и распахивали под пашню вчерашние лесные поляны, сеяли рожь и пшеницу, ячмень и просо. Помимо земледелия и животноводства, занимались также различными промыслами и ремёслами, которые особенно бурно развивались на селе в XIX веке после отмены крепостного права, в период стремительного развития товарно-денежных и производственных отношений.

Была в Костенееве кожевенная мастерская, принадлежавшая Тимофею Гладышеву, где обрабатывали и дубили овчинные шкуры, из которых шили тёплые тулупы и полушубки. Брат Тимофея Павел Гладышев имел собственную маслобойку, которая приносила ему немалый доход. Еще один костенеевец Василий Верёвкин владел шерстобойкой, на которой, помимо самого хозяина, трудились до пяти человек наёмных работников.

Да и остальные костенеевцы жили справно – бедных и совсем захудалых дворов в селе почти не было. Особо зажиточными считались семьи Акаевых, Бужовых, Сбитневых, Абрамовых… На своих подворьях они имели не только железные плуги, но и жнейки, конные косилки, соломорезки, лобогрейки и другие сельскохозяйственные машины. Была в селе и своя ветряная мельница.

Во многом такому процветанию способствовало то, что к образованию костенеевцы всегда относились с уважением. В селе действовала церковно-приходская школа, где обучались крестьянские дети не только из Костенеева, но и из соседних сёл. Школа, помещение которой сохранилось до наших дней (сейчас там располагаются школьные мастерские), была построена на средства богатого мамадышского купца-хлеботорговца Корнея Никаноровича Щербакова, который оказывал всяческое содействие костенеевским сельчанам. На его средства в селе обустроили и храм Иоанна Предтечи.

 

КУПЕЦ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ АВТО

Имя купца первой гильдии Корнея Щербакова до революции гремело на весь Мамадышский уезд. Что и говорить, личность незаурядная. Крупный хлеботорговец-оптовик, владелец винокуренного завода в Мамадыше и водяной мельницы на реке Анзирке, он слыл известным благотворителем и очень интересовался всевозможными новинками техники и всякого рода изобретениями. Достаточно сказать, что именно у него еще до революции появился первый в Мамадышском уезде автомобиль.

Когда невиданная «самодвижущаяся телега», сигналя и распугивая гусей и кур, въезжала в Костенеево, где у купца находилась дача, поглазеть на это чудо сбегалось почти все село. Пока купец, оставив своего железного коня под присмотром шофёра в кожаном картузе и крагах, отправлялся по своим делам, мужики, тесно обступив машину, боязливо осматривали механического монстра с глазастыми фарами и фирменным клеймом «Руссо-Балт» на облицовочной решётке радиатора…

 

Была в Костенееве кожевенная мастерская, принадлежавшая Тимофею Гладышеву, где обрабатывали и дубили овчинные шкуры, из которых шили тёплые тулупы и полушубки. Брат Тимофея Павел Гладышев имел собственную маслобойку, которая приносила ему немалый доход. Еще один костенеевец Василий Верёвкин владел шерстобойкой, на которой, помимо самого хозяина, трудились до пяти человек наёмных работников

 

Для костенеевцев Щербаков сделал немало. Помимо церкви, попечителем которой являлся купец, оказывал он помощь и местной земской больнице. Народная молва сохранила о купце самые добрые воспоминания. Своих мужиков он не обижал, платил им за работу щедро. Даже поденщики из числа сельских ребятишек, работавших у него в саду на сборе ягод и яблок, получали от купца по 20 копеек в день – деньги по тем временам вполне приличные.

С народом Щербаков общаться умел, всячески подчеркивая свою простоту и доступность. Мол, я такой же, как и вы, из того же теста. Батрачившие на него костенеевцы спрашивали: «Как же ты, Никанорыч, разбогател?» На что тот, хитро улыбаясь, отвечал: «Клад нашел! Раскопал бочку с золотыми монетами и враз богатым стал!» И трудно было понять: шутит он или правду говорит.

Любил купец порядок во всём. Ехал как-то мимо поля, на котором мужик пахал. Тут колесо его авто в выбоину угодило. Насилу из той колдобины выбрался. Подозвал крестьянина и говорит: «Засыпь яму – отблагодарю, не поскуплюсь!» Мужик выбоину ту заделал, а Щербаков ему тут же пять рублей выдал. На такие деньги в ту пору корову купить можно было.

 

В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Эти и другие истории рассказала мне заведующая местной библиотекой Гюзяль Эркаева.

– В годы Гражданской войны, весной 1919 года, наше село оказалось в зоне боёв между колчаковцами и красноармейцами дивизии Азина, – рассказывает Гюзяль Динамовна.

Сегодня многие историки пытаются представить Колчака носителем чистоты идей белого движения, однако террор, который творили белогвардейцы на захваченных территориях, ничуть не уступал красному террору большевиков. Только лишь в самом Костенееве белые каратели расстреляли 19 человек – пленных красногвардейцев и сочувствующих им сельчан. Перед казнью палачи люто измывались над костенеевскими крестьянами, которые позарились на 3650 десятин пахотной земли, отнятых Советами после революции у помещиков Пекена и Алашева из соседних с Костенеевым сёл. За это двух костенеевцев – Облаева и Потапова – запрягли в плуг и заставили пахать поле, стегая их нагайками, а затем расстреляли. Неудивительно, что многие сельчане после этого встали на сторону красных.

 

В селе действовала церковно-приходская школа, где обучались крестьянские дети не только из Костенеева, но и из соседних сёл. Школа, помещение которой сохранилось до наших дней (сейчас там располагаются школьные мастерские), была построена на средства богатого мамадышского купца-хлеботорговца Корнея Никаноровича Щербакова, который оказывал всяческое содействие костенеевским сельчанам

 

Впрочем, в годы коллективизации костенеевцы сполна познали все прелести «народной» власти, которая раскулачила и отправила строить Магнитку семьи зажиточных крестьян, отняв и обобществив их имущество в пользу созданного на здешних землях колхоза «Красный путь».

Единственное, что не смогли отнять у крестьян большевики, – это их вера. Церковь в селе не закрыли даже в самые лютые времена безбожничества. И во многом благодаря стойкости и мужеству старосты храма Натальи Акаевой. Бесстрашная женщина наотрез отказалась выдавать приехавшему в село уполномоченному ключи от храма. По воспоминаниям старожилов, ее заперли в холодном амбаре, ставили коленями на горох, но сломить волю так и не смогли. Когда женщину в очередной раз вели на допрос, ничего хорошего она не ожидала. И тут Наталья услышала обращенный к ней сочувственный голос сопровождавшего ее конвоира: «Не бойся, не расстреляют тебя – попугают только и отпустят. Нет у них прав тебя казнить!» Так и спасли храм от поругания.

Сегодня костенеевский храм встречает богомольцев великолепием внутреннего убранства. Сохранили его люди, которые пронесли свою веру через годы гонений, свято веря в то, что после долгих лет забвения настанет час духовного прозрения.

 

 
По теме
  Президент России Владимир Путин подписал указ об увековечении памяти кинорежиссера и сопредседателя Центрального штаба Общероссийского народного фронта Станислава Говорухина.
29.11.2018
 
В преддверии Международного дня матери специалисты отделения социальной помощи семье и детям КЦСОН «Тетюшское сияние» устроили праздник для мам и бабушек, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
25.11.2018
 
В Менделеевском районе на конференции районного общества инвалидов избрали нового председателя – им стал Рустам Минигараев, сообщает ИЦ «Менделеевск».
25.11.2018
Два зеленодольских школьника – победители конкурса «Моя картина говорит» в Татарстане отправятся в Артек, пишут «Новости Зеленодольска».
25.11.2018
 
Представители талантливой молодежи со всего Татарстана соберутся на ежегодном форуме «Открытие талантов» в Казани, сообщает пресс-служба мэрии.
25.11.2018
  Президент России Владимир Путин подписал указ об увековечении памяти кинорежиссера и сопредседателя Центрального штаба Общероссийского народного фронта Станислава Говорухина.
29.11.2018 Республика Татарстан
    Среди бескрайних полей камского правобережья, рядом с автотрассой федерального значения М-7, по которой день и ночь мчат большегрузы дальнобойщиков, затерялось в Елабужском районе небольшое старинное село Костенеево.
20.11.2018 Республика Татарстан
Полиция не исключает версию теракта [фото, видео] Юлия ДИВЕЕВА По последним данным, во время стрельбы во французском городе Страсбурге два человека погибли, не менее десяти пострадали.
12.12.2018 Комсомольская правда Казань
Сергей Когогин встретился с юными челнинскими художниками и музыкантами - Челнинские Известия Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин побывал в детской художественной школе № 1, чтобы пообщаться с юными дарованиями Фото: «Вести КАМАЗа»   «Художка», занимающая крыло общеобразовательной 23-й школы,
12.12.2018 Челнинские Известия
В декабре  уходящего года  Дирекция «Время кино»  приглашает на  две  эксклюзивные  программы короткого метра  от крупнейшего российского фестивального дистрибьютора  “ CINEPROMO ”.  Зрителей ждут лучшие шортовые кинохиты,
11.12.2018 Элита Татарстана
На первый-второй рассчитайся - БК Уникс Казань Предпоследний матч группового турнира Кубка Европы УНИКС - «Уникаха» будет, по сути, схваткой за первое место в нашей группе «Д».
12.12.2018 БК Уникс Казань
Впервые в Набережных Челнах пройдет Фестиваль зимних видов спорта - Администрация г. Набережные Челны Начнется фестиваль 23 декабря с соревнований по биатлону. Об этом во время пресс-конференции рассказал начальник управления физической культуры и спорта  Роман Насрединов.
12.12.2018 Администрация г. Набережные Челны
Татарстанцы завоевали 9 медалей на чемпионате России по корэш - Министерство спорта и туризма В Казани подвели итоги чемпионата России по корэш 2018 года. В соревнованиях, которые прошли на коврах Дворца единоборств «Ак Барс», приняли участие более 150 борцов из 30 регионов страны,
11.12.2018 Министерство спорта и туризма
Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан на автотрассах осуществляется регулярная  проверка транспортных средств, перевозящих поднадзорную продукцию.
12.12.2018 Россельхознадзор