Эльмир Низамов: «Я пишу национальные произведения, но завтра могу начать писать что-то иное»

Его называют «татарстанским Уэббером», хотя, когда он  начинал учиться музыке, в  доме не  было пианино

В  казанском ТЮЗе прошла очередная премьера  — мистическая драма «Любовь людей», музыку к  которой написал многообещающий композитор Эльмир Низамов. В  интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» он  рассказал, что в  детстве учился в  медресе, но  обожает духовную музыку Сергея Рахманинова. Он  видит свою задачу в  создании в  Казани театра рок-опер и  мюзиклов, а  к  его дипломной работе написал либретто лауреат Госпремии России.

Эльмир Низамов: «Наш огромный недостаток, что у нас нет музыкального театра. У нас есть прекрасный оперный театр, у него своя ниша, он ведет свою работу, ставит классику. Но этого дня Казани мало!»

«ЧЕРНЫЕ ПАЛАТЫ» ПОЙДУТ В  ТИНЧУРИНСКОМ ТЕАТРЕ

  Эльмир, начнем с  не  очень приятного. В  прошлом году ваш проект  — рок-опера «Черные палаты», которую должны были ставить в  Болгаре open air, так и  не  увидела свет. Сильно разочарованы?

—  Ничего страшного не  случилось, Написана музыка, есть либретто. Конечно, создать произведение  — это часть работы, но  воплотить его на  сцене  — это не  менее трудоемко. Тем более если это опера, то  есть сплав музыкальных идей. Трудности всегда бывают. Но  я  пережил прошлогоднюю историю легко, потому что всегда теплится надежда, что проект реализуется. И  у  этой надежды есть реальные шансы воплотиться в  жизнь. Уже запланировано, что в  будущем году «Черные палаты» будут поставлены на  сцене театра драмы и  комедии  имени Тинчурина. Постановщиком, как и  предполагалось в  проекте в  Болгарах, выступит Георгий Ковтун. Так что все хорошо, просто много работы впереди.

—  Каким образом рок-опера пойдет на  сцене драматического театра? Там что, много поющих актеров?

—  Главные партии исполнят приглашенные солисты, но  декорации, массовка  — это все будет из  тинчуринского театра.

«Я очень люблю фольклор, очень люблю духовную музыку, мне кажется, в них скрыто все, что может быть в музыке»

—  Вы  уже знаете, кто исполнит титульные партии?

—  Я  планировал, что это будут Рузиль и  Ильнора Гатины. Эти певцы уже исполняли отрывки из  «Черных палат» в  концертах, так что они первые исполнители. Они знакомы с  музыкальным материалом, горят этой идеей, и  я  надеюсь, что все у  нас получится и  мы  сделаем спектакль.

—  Наверное, проще писать песни для эстрады  — и  слава быстрее придет, и  денег больше будет. А  вы  беретесь за  такой серьезный жанр  — оперу. Почему? Любовь к  опере или лавры Анатолия Рыбникова не  дают покоя?

—  Я  родился в  Ульяновске, в  городе, где нет оперного театра. Конечно, в  музыкальном училище нас знакомили с  операми  — в  записи. Ничего скучнее для меня не  было, я  все время думал: «Боже мой, ну  кто это слушает?» В  2006  году, когда я  поступил в Казанскую консерваторию, я  многое для себя открыл впервые. В  декабре студентом первого курса я  решил сходить в  оперный театр. Первая опера, которую я  в  своей жизни посмотрел в  театре, была «Пиковая дама». Это был потрясающий спектакль, он  просто меня изменил. Я  тогда понял для себя, что тоже хочу научиться это делать, я  дал себе слово, что моей дипломной работой в  консерватории будет опера. Потом я  послушал «Кармен», посмотрел балет «Шурале». И  с  тех пор я  не  пропускаю ни  одной премьеры в  оперном театре. Я  вообще люблю человеческий голос. К  балету отношусь спокойно, пока меня еще ничего не  потрясло в  этом жанре, наверное. Но  поющим людям, которым Бог дал голос, я завидую. Голос для меня  — один из  любимых инструментов. Кстати, у  меня много вокальной музыки, и  хоровая есть, и  романсы. А  опера  — в  ней голос можно использовать по  максимуму. Это драматургия, характеры, динамика. На  пятом курсе консерватории познакомился с  поэтом Ренатом Харисом, у  нас возникла идея делать национальный спектакль.

«Я подумал, может быть, приземленно, что я татарин и, если в Казани есть консерватория, почему мне в нее не поступить?» (выступление на кафедре)

«МЫ  ПОЗНАКОМИЛИСЬ В  МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

—  А  как вы  познакомились с  Ренатом Харисом?

—  То, что я  хочу написать оперу, я  еще на  первом курсе сказал своему профессору Анатолию Луппову, он  воспринял это благосклонно. За  полтора года до  окончания консерватории мы  начали с  ним конкретно искать сюжет и  думать о  жанре. И  мой профессор познакомил меня с  Харисом. Это было 24  декабря, я  этот день помню, потому что это мой день рождения. Ренат Максумович пришел в  консерваторию, показал мне свои сценарии, мы  очень хорошо побеседовали, и  среди показанного был сюжет про зарождение Казани, про золотой котелок. Потом я  пошел в  гости к  Харису, и  весь вечер мы  с  ним разговаривали, я  играл, пел, я  раскрылся. И  Ренат Максумович сказал в  конце встречи, что нам надо работать вместе. Для меня это был такой подарок на  день рождения! Я  буду работать с  лауреатом Госпремии России, чьи оперы и  балеты ставят в  нашем театре... Ровно через месяц у  меня в  руках было либретто. Девять месяцев я  писал музыку, еще три месяца —  оркестровку.

—  Не  все композиторы сами делают оркестровки, увы.

—  Это надо уметь делать, это  же часть профессии.

«То, что я хочу написать оперу, я еще на первом курсе сказал своему профессору Анатолию Луппову, он воспринял это благосклонно»

—  Вас называют «татарстанским Уэббером», но  выйти на  широкую аудиторию с  «Черными палатами» и  только национальными произведениями вам будет трудно.

—  Это не  проблема! Сегодня я  делаю национальные произведения, завтра буду делать еще и  что-то другое. Идеи есть, их  много. Я  хочу обращаться и  к  русской классике, и  к  зарубежной, просто пока не  хочу конкретизировать. Хочу сделать оперы и  на  русском, и  на  английском. Мы  живем в  то  время, когда замыкаться невозможно. Посмотрите, Рудольф Нуриев или София Губайдулина, они в  прямом смысле ничего не  сделали для татарской культуры, но  для всего мира они татары. Они представляют нашу нацию. Я  не  боюсь, что «вот это оценят татары, а  это не  оценят русские». Надо делать  то, что считаешь нужным, и  делать искренне. Я  вырос в  русском городе, но  воспитывался в  татарской семье, мы  дома говорили по-татарски. Мой язык, наверное, далек от  литературного, но  владею я  им  свободно.

—  А  как с  английским?

—  Благополучно. Профессия музыканта  — она интернациональна. Два года назад я  был на  стажировке, в  Вене, спасибо ректору консерватории, он  меня туда отправил. И  нормально общался на  английском с  коллегами из  Америки.

«Первая опера, которую я в своей жизни посмотрел в театре, была «Пиковая дама». Это был потрясающий спектакль, он просто меня изменил. Я тогда понял для себя, что тоже хочу научиться это делать»

«ХОЧУ ПИСАТЬ «БОЛЬШУЮ МУЗЫКУ»

—  Какие-то шаги, чтобы выйти на  российский рынок или на  западный, вы  уже делаете?

—  Я  победитель многих российских и  международных конкурсов, так что моя музыка там звучит. Я  как-то поймал себя на  мысли, что в  Москве у  меня концерты чаще, чем в  Казани. В  Москве и  Санкт-Петербурге много фестивалей и  проектов, есть такое объединение «МОЛОТ», я  в  него вхожу, и  там устраивают концерты из  сочинений молодых композиторов. В  этом году, например, был наш концерт в  Ереване. Вот вы  упомянули Рыбникова и  его лавры, месяц назад встречался с  ним. Алексей Львович  — пример для меня. Он  сумел найти баланс между элитарным и  массовым искусством, которое трогает всех. «Юнона и  Авось»  — это спектакль на  все века. В  какой-то момент я  сделал для себя вывод: есть много жанров и  стилей, но  вне зависимости от  них есть большая музыка. Когда в  финале «Юноны и  Авось» звучит «Аллилуйя!»  — это большая музыка. Как Бах, как баллады The Beatles, изменившие сознание нескольких поколений. Художник должен стремиться писать большую музыку. А  какими средствами, это он  выбирает сам. У  меня мечта, чтобы когда-нибудь о  моих сочинениях сказали, что это большая музыка.

«У меня много вокальной музыки, и хоровая есть, и романсы»

—  Сейчас обсуждается идея создания в  Казани музыкального театра, ходят слухи, что его художественное руководство, возможно, возглавите  вы. Это правда? Или без вас вас женили?

—  Сказать, что я  хорошо отношусь к  идее открыть музыкальный театр в  Казани, —  это не  сказать ничего. У  меня очень много друзей-музыкантов, вокалистов, вот мы  делаем мюзикл про возникновение Казани, будем ставить «Черные палаты», есть оперы Елены Анисимовой и  Эльмиры Галимовой, есть «Белый волк». Репертуар есть. Есть огромное количество творческих сил. Мы  ждем открытия такого театра в  Казани.

 

—  Но  театр  — это не  только творчество, но  и  огромное количество хозяйственных проблем. Вы  готовы тратить на  них силы и  время?

—  В  данный момент нет. Но  хозяйственными проблемами могут заняться другие люди, они это сделают лучше меня. Если будет возможность, я  бы хотел осуществлять художественное руководство, это мне ближе и  интереснее. Когда я  встречаюсь с  молодыми композиторами, они часто меня спрашивают о  том, когда  же у  нас будет театр. Казань позиционирует себя как третья столица, люди, которые сюда приезжают, восхищаются городом, но  наш огромный недостаток, что у  нас нет музыкального театра. У  нас есть прекрасный оперный театр, у  него своя ниша, он  ведет свою работу, ставит классику. Но  этого дня Казани мало! Город  — это не  просто улицы с  домами, город  — это место, где все время происходит развитие, развиваются культура, наука и  спорт. Со  спортом, слава Богу, все в  порядке, но  не  должно быть перекоса в  одну сторону, все должно развиваться в  комплексе. Если есть театр, значит, будут создаваться новые произведения, будут приезжать новые постановщики и  исполнители. Я  приложу со  своей стороны все усилия, чтобы такой театр в  Казани был.

«Мне очень нравится Вена. Там все так напоминает о музыке! Ей там все пропитано» (у памятника Моцарту)

«Я  НАЧАЛ УЧИТЬСЯ МУЗЫКЕ В  11  ЛЕТ»

—  Как вы  вообще пришли в  музыку? Расскажите про свое детство.

—  У  нас в  семье вообще нет музыкантов, ни  одного, хотя мама моя  — очень музыкальный человек и  мечтала учиться музыке, она любит петь, наверное, это мне передалось. Меня никто не  приводил за  руку в  музыкальную школу, но  в  11  лет я  понял, что умираю хочу учиться музыке. Я  рыдал в  подушку, я  этим бредил. Я  рисовал ноты, изображал, что играю на  столе. Очевидно, приближался переходный возраст, все чувства были обострены, я  все болезненно переживал. И  мама отвела меня в  музыкальную школу, сказав, что полгода он  там отзанимается и  все, это временное увлечение. Я  начал учиться играть на  фортепиано.

 

—  А  пианино дома было?

—  Нет, конечно. Дала на  время свой инструмент соседка, он  у  нее стоял без дела. Я  начал заниматься в  школе с  ребятами моего возраста, но  они учились музыке уже по  нескольку лет. А  я  делал первые шаги. Но  через полгода я  всех нагнал! У  нас был такой предмет  — «развитие творческих навыков», все мы  сочиняли польки, вальсы, нам давали пример, а  дальше мы  сочиняли сами. Потом этот предмет закончился, а  у  меня эта страсть осталась, я  подумал, что я  могу играть не  только чужое, но  и  свое сочинять. Потом меня директор познакомил с  нашим преподавателем Ольгой Буровой, она ученица профессора казанской консерватории Анатолия Луппова. Возможно, поэтому я  и  поехал в  Казань. Бурова начала со  мной серьезно заниматься, на  каждый урок она приносила диски  — Рахманинов, Моцарт, Шопен... Я слушал. Я  учился как пианист, но  параллельно учился композиции, я  даже победил у  нас в  Ульяновске на  конкурсе «Новые имена» со  своим сочинением. Мне дали гран-при. Самое удивительное, что до  этого конкурса  я, любя музыку, думал, что буду врачом. А  музыка будет для души. Но  в  14  лет я  серьезно задумался. Я  решил, что буду композитором. Сейчас мне 27  лет, и  я  очень хочу быть хорошим композитором.

—  Вы  легко поступили в  консерваторию?

—  Легко. Я  принес кипу нот, комиссия послушала, но  прослушивание заняло меньше времени, чем беседа со  мной. Со  мной разговаривали, меня спрашивали о  музыке, о  моих пристрастиях, мне было очень интересно. Я, наверное, мог поехать в  Москву, но  мне не  нравится московская суета. Я  подумал, может быть, приземленно, что я татарин и, если в  Казани есть консерватория, почему мне в  нее не  поступить? Когда я  приехал сюда из  Ульяновска, меня все так радовало, например, названия улиц, написанные на  татарском, мечети, для меня это была такая экзотика, я  словно дома оказался.

«Мама мне иногда такие вещи говорит, какие музыкант сказать не может. Она очень чувствует музыку»

—  В  Татарстане были корни вашей семьи?

—  Папа и  мама родом из  Дрожжановского района, они в  80-е годы переехали в  Ульяновск. В  Ульяновске родители отдали меня учиться в  медресе, с  первого по  четвертый класс я  там учился в  татарской гимназии, учил татарский и  арабский языки. И  религия для меня  — не  случайная вещь. Я  верующий, по  пятницам хожу в  мечеть. Хотя могу сказать, что уважительно отношусь ко  всем традиционным религиям.

—  Ваши родители поступили мудро.

—  Да, они очень мудрые люди, хотя у  них нет высшего образования. Когда я  начал учиться в  консерватории, то  жил в  общежитии, но  потом родители все в  Ульяновске продали и  купили квартиру в  Казани, ко  мне переехали. А  в  Ульяновске у  нас был большой дом с  садом, своя баня... Когда я  перебрался в  Казань, это все мне далось легко, мне все было интересно, но  когда переезжали родители, только они знают, как это было им  сложно. Но  я единственный сын, и  они решили, что надо жить всем вместе. Наверное, этот их  родительский подвиг я  пойму, когда мне будет столько  же лет, сколько  им.

—  Думаю, что в  эмоциональном плане им  в  Казани хорошо, они  же гордятся вашими успехами.

—  В  этом плане, да. Они у  меня первые слушатели. Мама мне иногда такие вещи говорит, какие музыкант сказать не  может. Она очень чувствует музыку. Однажды мы  с  ней были на  концерте, и  сочинения там исполнялись явно не  из  шедевров. И  когда мы  вышли, мама мне говорит: «Эльмир, музыку нужно уважать. Не  надо писать все, что приходит в  голову». Мне было так интересно ее  слушать! Мама мне часто приводит в  пример Вивальди, она говорит: я  не  музыкант, а  все у  него понимаю, все меня трогает.

С Эльвирой Калимуллиной на закрытии Универсиады в Казани

«КУМИРОВ У  МЕНЯ НЕТ»

—  Кстати, какие у  вас пристрастия в  музыке, что вы  слушаете?

—  Кумиров у  меня нет. Мне близка эстетика Владимира Мартынова, хотя его критикуют за  то, что он  говорит, что эпоха композиторов прошла. Но  мне близко его понимание музыки. Я  очень люблю фольклор, очень люблю духовную музыку, мне кажется, в  них скрыто все, что может быть в  музыке.

—  Вы, наверное, любите Рахманинова, его духовные произведения?

—  Очень люблю, я  его играл все годы в  училище. Я  сыграл 10 из  его 17 этюдов, вот выйду на  пенсию и  выучу остальные. Люблю Чайковского, он  для меня вершина, очень люблю Генделя. Люблю барочную музыку, мне кажется, она недооценена. Я  ко  всему открыт. Я  и  эстраду люблю, джаз, соул. Недавно слушал в  кремле Тину Кузнецову, Боже мой, как она соединяет фольклор с  джазовыми ритмами! Я  люблю, когда музыка не  умозрительна, а  задевает за  живое.

С композитором Радиком Салимовым. Kremlin LIVE-2013

—  Вы молодой человек, неужели живете только музыкой?

—  Клубы не  люблю. Бываю, но  редко. Когда отдыхаю, встречаюсь с  друзьями.

—  Друзья, конечно, музыканты?

—  В  основном да. Очень люблю ходить в  театры и  в  кино. Я театрал. Чаще всего хочу в  оперный. А  когда учился в  автошколе, отдыхал от музыки. Путешествовать люблю.

—  А  любимая страна какая?

—  Я  пока ездил не  так много, из увиденного понравилась Барселона, а  любимая страна, наверное, Австрия, мне очень нравится Вена. Это был мой первый европейский город. Там все так напоминает о  музыке! Ей  там все пропитано.

—  Банальный вопрос: планы на  будущее?

—  Хочу написать хоровую музыку на  татарские тексты.

  Татьяна Мамаева фото: Сергей Елагин Фото из личного архива Эльмира Низамова

Справка

Эльмир Низамов родился в  Ульяновске в  1986  году, окончил Казанскую государственную консерваторию и  аспирантуру по  классу композиции. Автор нескольких рок-опер, пишет музыку для эстрады. Лауреат нескольких международных конкурсов.

 
По теме
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система