Казанский след Александра Вертинского

777
888
Фото: rt-online.ru

 

 

Знаменитый шансонье Александр Вертинский, голос которого звучал с эстрадных подмостков Польши, Румынии, Германии, Франции, США, Турции, Ливана, Палестины, Китая, по возвращении из эмиграции до конца своей жизни (а это 1943–1957 годы) дал около трех тысяч концертов – то есть в среднем по 18 в месяц! Два таких выступления – в 1947 и 1952 годах – прошли в Казани…

 

И СЕГОДНЯ, КАК ТОГДА!

Творчество великого шансонье живет до сих пор – в сердцах поклонников и новых поколений исполнителей.

Свидетельство тому – переполненный зал Дома-музея Василия Аксенова в Казани, где в один из октябрьских дней прошел вечер памяти Александра Вертинского. Некоторые песни из тех концертов, а также разных лет творчества Александра Вертинского, прозвучали в исполнении известных поэтов, бардов, шансонье Рустема Жига, Сергея Бальцера, Бориса Бакирова, Алексея Гомазкова, Сергея Крайнова, певиц Марины Самковой и Сании Ибрагимовой. Вела концерт Гузель Бакирова. Коллекционер и продюсер Владимир Урецкий рассказал зрителям о творчестве Вертинского, и его живой комментарий удачно дополнил видеоряд с редкими черно-белыми кадрами. И совсем нетрудно было представить, как звучал великолепный голос певца под восхищенные взоры поклонниц.

В столице Татарстана живут свидетели тех незабываемых концертов. Один из таких очевидцев – ученый-физик, краевед Петр Норден. Он вспоминает:

– Выступление Вертинского в 1947 году, которое проходило в старом цирке около Чёрного озера, посетили мои родители. А я был на его втором концерте в Казани – в декабре 1952-го в здании Большого драматического театра имени Качалова. Конечно, зал был полон – чувствовалось по всему, что там сидели люди, которые хорошо знали, на кого пришли. Вне Казани я тоже не раз бывал на концертах почитаемого мною Александра Вертинского: в августе 1948 года в Сочи и дважды – в 1954 и 1955 годах – в Москве. Особенно запомнилось сочинское выступление.

 

НА КОНЦЕРТАХ ВЕРТИНСКОГО ЗРИТЕЛИ «НЕ ДЫШАЛИ»

Мы с родителями сняли квартиру в микрорайоне Светлана, жили дикарями, а Вертинский с семьей, похоже, обосновался на отдых в двухэтажной театральной гостинице около Зимнего театра. Выступал на открытой сцене Летнего театра. Как всегда, под фортепьяно, без микрофона. Что интересно: голос у него не такой уж сильный, и публика, не дыша, вслушивалась в каждое слово. А его знаменитые жесты, так замечательно подчеркивающие мелодическое и смысловое течение песен! Потом я не раз видел Вертинского, прогуливающимся по пляжу, с женой и дочками около уличного кафе.

 

Второй приезд Вертинского в Казань в декабре 1952 года состоялся уже после того, как артист снялся в нескольких художественных фильмах, получил Сталинскую премию, обосновался с семьёй в центре Москвы… И концерт он давал уже не в цирке, а в зале драмтеатра имени Качалова

 

Между прочим, стал свидетелем одной живой сценки из жизни великого артиста. Как-то раз в летнем кафе, куда Вертинский пришёл с семьей, не оказалось свободных мест. Знаменитому семейству пришлось ждать. Совсем ещё маленьким девочкам-погодкам, конечно же, стало скучно, одна из них начала играть камешками гравия, которым посыпаны дорожки. Как ни странно, хотя это было кафе, руки помыть после игры было негде. Тогда Вертинский подошёл к дочке и отшлёпал её по ручкам – малютка расплакалась.

Как говорит Владимир Урецкий, эта ситуация не вяжется с воспоминаниями Анастасии Вертинской об отце: «У него было позднее отцовство, и он нас никогда даже не спрашивал, как мы учимся в школе, какие у нас оценки. Наоборот, приходил в восторг, когда у меня были двойки, и говорил: «Она вся в меня». Он нас очень баловал. При отце нельзя было нас ругать, наказывать, а тем более пороть». То ли дочка приукрашивала кое-какие моменты, то ли не разглашала некоторые семейные тайны…

Наталии Федоровой, ныне кандидату исторических наук, доценту КФУ, о первом и втором казанских концертах в своё время рассказывала ее мать Любовь Федоровна Горбачёва. Дочь постаралась до мельчайших подробностей пересказать эти воспоминания:

– В 1947 году моя мама, студентка пединститута, сдавала зачёт по курсу «Основы четвёртого народно-хозяйственного плана экономического развития СССР». Прямо на зачёте ребятам из ее группы сообщили, что есть билеты на вечерний концерт Вертинского. Того самого, чьи песни она знала и любила по редким пластинкам, по рассказам своей матери и её подруг.

 

 

 

День тот оказался полон разных неотложных дел, и в итоге мама на концерт опоздала. Выступление Вертинского проходило в здании старого казанского цирка на Чёрном озере. На арене стоял рояль. Мама рассказывала, что её впустили в зал после вступительных слов конферансье. Свет был потушен, и пробраться на своё место было затруднительно. Оглядевшись, мама увидела, что находится напротив рояля и никуда не пошла, потому что вышедший на арену артист оказался прямо напротив неё. Вот так, несмотря на усталость, она простояла весь концерт.

Александр Николаевич вышел к публике в чёрном смокинге с крупной белой хризантемой в петлице. Он был высоким, с чуть косолапой походкой. Лицо гладко выбрито, короткие волосы гладко зачесаны назад, так что порой казалось, что их нет совсем. Его репертуар состоял из песен и городских романсов, исполняемых под аккомпанемент рояля (скорее всего, за роялем был Михаил Брохес). Пел «Аравийское танго», «Дорогой длинною», «Над розовым морем», «Чужие города» и другие песни. У него были скупые, но при этом потрясающе выразительные жесты. Движением кисти руки, движением одного пальца – а пальцы были длинные – он передавал эмоциональное наполнение песни.

Поразила маму, тогда 19-летнюю девушку, публика. На концерт пришли, по всей видимости, те, кто знал Вертинского с дореволюционных времён. Мама обратила внимание, что аплодисменты звучат как-то приглушенно. Просто дамы – а иначе было нельзя назвать этих пожилых женщин в шляпках и с буклями – были в перчатках…

Второй приезд Вертинского в Казань в декабре 1952 года состоялся уже после того, как артист снялся в нескольких художественных фильмах, получил Сталинскую премию, обосновался с семьёй в центре Москвы… И концерт он давал уже не в цирке, а в зале драмтеатра имени Качалова. Этому концерту в своих рассказах мама уделяла меньше внимания. Знаю только с ее слов, что Вертинский был на этот раз в строгом костюме с лауреатским значком. Репертуар его изменился. Он исполнял больше песен, написанных в последние годы. Здесь были и «Ворчливая песенка» (с призывом идти учиться в комсомол), и «Песенка о моей жене», и «Доченьки».

Во время пребывания в Казани певец посетил Арское кладбище. Поклонницы каким-то образом узнали об этих его планах и поделились информацией с моей мамой, которая в то время уже работала учительницей. Она рассказывала, что ей было стыдно ходить за артистом по пятам, но любопытство пересилило: она купила цветы и сделала вид, что пришла навестить чью-то могилу. К какому именно захоронению приходил Вертинский, поклонницы так и не узнали, видели артиста лишь издалека. Можно предположить, что это был кто-то из «шанхайских» друзей артиста.

То, что у шансонье в Казани были знакомые, с которыми он общался и работал в бытность свою в Шанхае, общеизвестно. Одно то, что здесь жил самый лучший аккомпаниатор той поры, пианист Георгий Ротт, говорит о многом. Казанская журналистка Марина Подольская, рассказывая о жизни и судьбе музыканта-виртуоза, немало места уделила его взаимоотношениям с Вертинским. Вот её слова.

 

Александр Николаевич часто выезжал с гастролями на фронт. В его репертуаре были в основном военно-патриотические песни: «О нас и о Родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня». Более того, в 1945 году он даже написал музыкально-поэтическое произведение, посвящённое Сталину, – «Он»

 

«В октябре 1935 года в Шанхае появился живший с 1920 года в эмиграции в Европе известный российский певец Александр Вертинский. После удачных гастролей в США он не остался там, не вернулся в любимый и десять лет верный ему Париж, а повернул пути в далекий Китай. На корабле Вертинский заболел, да ещё у него украли портфель с нотами – думали, видно, что там деньги. Это была катастрофа – без рояля объявленные концерты срывались. Денег в запасе не было. Нужно выступать, и скорее… По приезде в Поднебесную Вертинский в надежде кинулся в нотные магазины, где в обилии обнаружил свои очень старые песенки. И был в панике.

Но кто-то из устроителей его концертов посоветовал Ротта. Улыбающийся Жорж приехал в апартаменты Вертинского в отеле, где больной певец накануне провёл пять дней в постели, и удивился: в чем дело? Сел в кресло напротив, взял бумагу и попросил певца петь. Тот пел, а Ротт быстро записывал ноты. Потом сел к роялю и сыграл весь репертуар, да как!..

 

 …Концертам Александра Вертинского по всей стране был дан зелёный свет.
Однако при этом его выступления подвергались строжайшей цензуре, был создан некий творческий вакуум: не записывались пластинки, не упоминали в прессе. В 1951 году певец стал лауреатом Сталинской премии (хотя и второй степени). Из полутора сотен его песен к исполнению было допущено всего тридцать, причём на каждом концерте присутствовал цензор. 

 

Вертинский понял, что его ноты были украдены не случайно: это несчастье подарило ему великолепного Жоржа Ротта, его несравненные, прозрачные, виртуозные импровизации аккомпанемента – единственное, что годилось для мелодекламации. Ротт играл на первых двадцати триумфальных концертах Вертинского. Это был успех певца – заезжие мировые знаменитости обычно собирали публики в Китае в десятки раз меньше. Например, Шаляпин смог дать в Шанхае лишь один концерт.

Но, как и любой ураган, бум быстро прошёл, страсти по Вертинскому утихли. Привыкший к достатку певец порою оставался без гроша, по-думывал о возвращении в Европу. Позднее обстоятельства сложились так, что Ротт в итоге перебрался в Казань, а Вертинский жил в Первопрестольной». Певец пытался вызвать старого друга телеграммой, надеялся, что в Москве их дуэт возобновит концерты с былой славой. Но эти мечты не сбылись – Ротту как репатрианту столица для проживания была закрыта. Хотя вместе они все же дали два концерта. Прощаясь, Вертинский подарил другу свою фотографию с пронзительной надписью: «Одному из самых лучших – пианисту Жоржу Ротту с благодарностью и нежностью, и сожалением, что я не могу всегда работать с ним. Александр Вертинский».

СТАЛИН БЫЛ ЕГО ПОКЛОННИКОМ

То, что эмигранты не в чести у советской власти, испытал на себе и сам Александр Вертинский. Неоднократно обращался он с просьбой разрешить ему вернуться в СССР, но только в конце марта 1943 года, когда Вертинский написал буквально кричащее письмо Вячеславу Молотову, такое разрешение было получено. В ноябре 1943-го семья Вертинских прибыла в Москву.

Александр Николаевич часто выезжал с гастролями на фронт. В его репертуаре были в основном военно-патриотические песни: «О нас и о Родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня». Более того, в 1945 году он даже написал музыкально-поэтическое произведение, посвящённое Сталину, – «Он». Возможно, этот факт смягчил сердце вождя. Доподлинно известно – об этом говорится в некоторых исторических исследованиях – Сталин был почитателем таланта Вертинского, в его музыкальной коллекции особое место занимали пластинки знаменитого шансонье.

Ну а раз так, концертам Александра Вертинского по всей стране был дан зелёный свет. Однако при этом его выступления подвергались строжайшей цензуре, был создан некий творческий вакуум: не записывались пластинки, не упоминали в прессе. В 1951 году певец стал лауреатом Сталинской премии (хотя и второй степени). Из полутора сотен его песен к исполнению было допущено всего тридцать, причём на каждом концерте присутствовал цензор. Из трёх тысяч данных им концертов всего несколько приходились на Москву и Ленинград, а выпущенные пластинки быстро стали раритетами. Но у Сталина они были…»

Все это, а также немыслимое напряжение, неизбежное во время непрерывных гастролей и поездок по городам и весям, в конце концов сломило певца: пришло разочарование. Он не мог найти себя на чужбине, но и в России, куда так стремился, оказался всего лишь в роли «возвращенца». Это мучило Александра Вертинского до последних дней его жизни. Ему казалось, что и на родине он не смог реализоваться как артист и музыкант, и это несмотря на то, что за эти годы им были написаны сотни изысканных, оригинальных песен, большинство из которых слушатели приняли всей душой.

…Двухчасовой вечер прошел на одном дыхании, хотя кое-кому из зрителей, как и много лет назад на концерте Вертинского в Казани, тоже пришлось стоять…

 

Ирина МУШКИНА, «РТ», Владимир ГАРАНИН

 

 
По теме
Пожелания участникам фестиваля передали ученики Детской татарской театральной студии «Без» творческого объединения «Апуш» и представители первой в Татарстане творческой инклюзивной студии для взрослых «Э-моция».
Памятник архитектуры «Дом общества «Мазут», XIX в. по ул. Меховщиков, 2 в Казани внесут в государственный реестр объектов культурного наследия и установят для него границы охраны.