От Бобровского до Бородая

Казанский-театр
Афиша-казанского театра
Фото: rt-online.ru

История казанского театра в событиях и лицах

 

Дореволюционное здание казанского театра, сгорело в 1919 году.


Как известно, указом главы государства 2019-й объявлен в России Годом театра. Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений. Немалую роль здесь сыграла столица Татарстана.

 

Постоянный театр в Казани возник в 1791 году. Инициатива его создания принадлежала казанскому губернатору князю Семёну Баратаеву. Для организации труппы был приглашён бывший придворный актёр Василий Родионович Бобровский. Первоначально под размещение театра был отведён дом на улице Воскресенской (ныне Кремлевская) неподалёку от Гостиного двора. Театр просуществовал до осени 1796-го.

В 1802 году казанский помещик Павел Есипов возрождает театр уже с постоянной труппой и специально выстроенным для него зданием. Он находился примерно на месте нынешнего оперного театра.

Есиповский театр был драматическим, но в нём ставились и оперные спектакли. Первоначальную труппу составили актёры и актрисы крепостного театра Есипова. Лучших из них он возил в Санкт-Петербург, чтобы дать возможность познакомиться с игрой столичных театральных звёзд. Стараниями владельца казанский театр считался лучшим в российской провинции, но самого Павла Петровича это привело к полному разорению. Страшный пожар 1815 года привел к полному краху первой частной театральной антрепризы в Казани.

 

Постоянный театр в Казани возник в 1791 году. Инициатива его создания принадлежала казанскому губернатору князю Семёну Баратаеву. Для организации труппы был приглашён бывший придворный актёр Василий Бобровский

 

В последующие годы предпринималось несколько попыток возрождения городского театра. Это удалось лишь в 1844 году антрепренёру Стрелкову, прибывшему из Самары с собственной труппой. Под театр было приспособлено здание на улице Большая Красная. В «Спутнике по Казани», составленном профессором Николаем Загоскиным, опубликованы воспоминания о предприятии Стрелкова: «Не велик был этот театр, но публика вполне удовлетворялась им. В нём всё есть, чему быть должно, есть и ложи, и бенуар, и парадис, и даже балкон; притом всё так чистенько и светло, и не глухо, словом – театр хоть куда».

Вопрос о сооружении постоянного каменного театра возник по инициативе губернатора Сергея Шипова. В 1852 году в городе было выстроено отличное театральное здание, и 6 апреля весенний сезон открылся гастролями знаменитого актёра Михаила Щепкина.

В 1867 году театральное дело в Казани в свои руки взял антрепренёр Пётр Медведев. Талантливейший педагог, он умел раскрыть актёрские дарования. Именно под его руководством и именно на казанской сцене вспыхнула звезда Полины Стрепетовой, отсюда практически началось восхождение на театральный олимп М.Г.Савиной и В.Н.Давыдова, А.П.Ленского и К.А.Варламова, М.А.Решимова и В.А.Макшеева. Казанский театр становится в эти годы поистине кузницей кадров для императорской сцены: актёры, прошедшие в Казани школу Медведева, были украшением столичных Александринского и Малого театров.

 

Афиша театрального представления, XIX век.

 

Медведев положил начало стационарному оперному театру в Казани. Так, в 1874 году он набрал три труппы – драматическую, опереточную и оперную. 26 августа 1874-го оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» в Казани начались постоянные оперные сезоны. Успех был так велик, что публика, ломившаяся за билетами, сломала кассу, пришлось даже вызывать полицию для наведения порядка. В первый же сезон было поставлено семь опер, среди них – «Русалка», «Фауст», «Трубадур».

Деятельность Петра Медведева упрочила славу казанского театра как одного из лучших провинциальных театров России. На местной сцене были поставлены спектакли по произведениям отечественных и зарубежных классиков – Шекспира, Шиллера, Пушкина, Грибоедова, Гоголя…

Несомненной заслугой Петра Михайловича являлось и то, что ему удалось сформировать одну из лучших казанских трупп. В разные годы в коллективе Медведева играли А.А.Рассказов, М.А.Решимов, А.А.Немирова-Ральф, А.П.Ленский, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, М.И.Писарев и многие другие.

 

 В 1867 году театральное дело в Казани в свои руки взял антрепренёр Пётр Медведев.
Талантливейший педагог, он умел раскрыть актёрские дарования. Именно под его руководством и именно на казанской сцене вспыхнула звезда Полины Стрепетовой, отсюда практически началось восхождение на театральный олимп М.Г.Савиной и В.Н.Давыдова, А.П.Ленского и К.А.Варламова, М.А.Решимова и В.А.Макшеева.

Случившийся в декабре 1874 года пожар в городском театре стал для антрепренёра началом целого ряда материальных трудностей, связанных в том числе и с уплатой аренды, страховых взносов, заработной платы артистам. На помощь обездоленным артистам театра Медведева пришло дворянство, любезно предоставившее большой зал своего собрания, в котором и была устроена временная сцена. Сохранившиеся афиши свидетельствуют, что, кроме опер, поставленных до пожара, на этой миниатюрной сцене была поставлена новая опера «Марта», посещавшаяся весьма охотно казанской публикой.

Благодаря поддержке губернатора Николая Скарятина, настоящего ценителя театрального искусства, уже 1 октября 1875 года театр вновь гостеприимно распахнул свои двери для жителей Казани. Антреприза театра снова была сдана Медведеву сроком на пять лет. Театральный сезон вновь открылся оперой «Жизнь за царя». За ней последовала постановка целого ряда новых опер («Руслан», «Рогнеда», «Фенелла», «Норма» и другие).

В фондах Государственного архива Татарстана сохранилось более тысячи экземпляров театральных афиш «медведевского» периода в истории казанского театра. В том числе и постановки возобновлённой оперы «Жизнь за царя» 1875 года.

Но последний театральный сезон закончился для Медведева всё теми же финансовыми трудностями. В итоге он был вынужден отказаться от антрепренёрской деятельности. Оставшиеся годы жизни он посвятил актёрской профессии в Александринском театре в Петербурге.

Традиции, заложенные Петром Медведевым, продолжены были Михаилом Бородаем, державшим в Казани антрепризу с 1893 по 1901 год (в его труппе начинали А.А.Каширин и П.В.Самойлов, Н.Н.Литовцева и В.И.Качалов), а затем – Николаем Собольщиковым-Самариным, работавшим здесь с 1901 по 1909 год и поставившим на казанской сцене практически все ранние пьесы Горького.

 

Случившийся в декабре 1874 года пожар в городском театре стал для антрепренёра началом целого ряда материальных трудностей, связанных в том числе и с уплатой аренды, страховых взносов, заработной платы артистам. На помощь обездоленным артистам театра Медведева пришло дворянство, любезно предоставившее большой зал своего собрания, в котором и была устроена временная сцена

 

В этот период зарождается и татарский театр. 22 декабря 1906 года в Казани представителями прогрессивной молодёжи был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. Эта дата считается днём рождения татарского театра, хотя ещё в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров.

Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский. Позднее в труппу был принят артист, режиссёр Габдулла Кариев, ставший её руководителем и уже при жизни названный «отцом татарского театра». Окончательно татарский театр как государственное учреждение сформировался в советское время.

На сегодняшний день в Татарстане действуют около двадцати профессиональных театров, восемь из них – в Казани. Историю их возникновения тоже хранят пожелтевшие страницы архивных документов…

 

 
По теме
Актера Виктора Сухорукова, известного всей стране по фильмам «Брат» и «Брат-2», увезли на машине скорой помощи в НИИ имени Склифосовского со спектакля в Театре имени Моссовета,
Аншлаг на большой премьере в Казани. Сегодня на сцене Татарсткого государственного академического театра Г.Камала спектакль «Зулейха открывает глаза» играла труппа башкирского академического драмтеатра имени Мажита Гафури.
Интересно, но, побывав на спектакле, начинаешь верить в чудо. Театр объединяет людей всевозможных профессий - здесь служат артисты, трудятся швеи и столяры, вдохновляются художники и музыканты, а еще работают электрики, водители,
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время