С  корабля на бал

Фото: www.yakazanec.com

С Международного театрального фестиваля в Пекине возвратилась труппа  Казанского академического русского большого драматического театра им. В. И. Качалова.   
 
Международный театральный фестиваль в Пекине в этом году проходит восьмой раз. Главная его цель – знакомить жителей Китайской народной Республики с театрами мира. Европейское искусство — своеобразная экзотика для столь специфичного региона  . В  Китае  к нему  проявляется огромный интерес. Правда, и «кормят»  западными блюдами  свою публику организаторы фестиваля очень небольшими порциями.  Современные декорации, как правило, сложны для монтировки, требуют больших затрат по времени и точности в работе, поэтому каждый год организаторы фестиваля приглашают  три-четыре театра    из  Европы, которые дают  один спектакль  , но три дня подряд.  Российским театрам выпадает бывать  в Поднебесной нечасто. В 2016 году  это был знаменитый своей историей  Александринский театр из Санкт-Петербурга  со спектаклем «Женитьба» режиссера  Валерия Фокина. В этом году на сцене Пекинского народного художественного театра  была представлена  одноактная  «Пиковая дама» Александра  Славутского, а также ещё два театра, в ряду с которыми для нас стоять довольно престижно. Шекспировская «Буря» болгарского режиссера  Александра  Морфова, и чрезвычайно любопытная, авторская  постановка  «Земля обетованная»  известного  как театр нового времени  театра, Лодзи из Польши. 

«Сотрудничество началось с того, что китайская делегация приехала в Казань для знакомства с нашим регионом, нашим театром и его репертуаром, — рассказывает помощник художественного руководителя по литературной части заслуженный  работник культуры Татарстана   Диляра Хусаинова, — Для фестиваля в Пекине  был  отобран спектакль  «Пиковая дама».  Во-первых, потому что в Китае очень хорошо знают и любят Пушкина. Во-вторых, им интересна классика. И, наконец, наш спектакль,    им очень понравился.  Так что, выбор был легким и сомнений не вызывал». 

«Пиковая дама» покинула сцену  качаловского  театра, да и  наш город,  уже в середине апреля. Декорации долгим путём отправились на место гастролей и только в середине лета, 3 июля, накануне спектакля, прибыли в Пекин. Теперь они отправились в сторону дома.  Преодолев   утомительное  путешествие через море, вновь с корабля на бал,  история  мистических  приключений  Германа,выйдет на родную сцену  лишь в середине  октября.     
А уже  в начале следующего года столицу Татарстана  ждут ответные гастроли.    Из Пекина  руководители  качаловского  театра привезли    несколько дисков с записями постановок, из которых предстоит выбрать самый достойный внимания нашей  публики. 

А покорение вершины под названием Китайская  народная  Республика  прошло  успешно. Достоверным признаком этого были  ежедневные  аншлаги  в зале на 920 мест.  Более того, мистическая драма так задела китайского зрителя, что на встречу с артистами пришло рекордное количество желающих, порядка 200 человек.  Это были  учащиеся театральных учебных заведений и актёры театра, студенты, изучающие русский язык,  представители прессы и просто зрители.  Организаторам пришлось ставить в зале, предназначенном для беседы, дополнительные стулья. Отвечали на вопросы зрителей  режиссер постановки, Александр  Славутский, исполнители  главных ролей: Светлана Романова,  Илья Петров  и Мария  Шеховцова  и молодые артисты театра, занятые в постановке.   

Вопросы задавались не праздные,  о русском театре, его отличиях от театра восточного. Об особенностях восприятия  спектакля зрителями разных стран, ведь  с этой постановкой казанский театр  объездил полмира.  Задумались зрители и о том, какие факторы влияют на долгую жизнь спектакля,    «Пиковая дама»  не сходит со сцены вот уже  без малого двадцать лет, интересовало китайскую публику и то, как изменился спектакль за это время.  Профессиональным  театралам любопытны были принципы, на которых строится диалог режиссера с артистами, способы существования актёров на сцене,  и даже то, как чётко и бесшумно двигаются во время действия  штанкеты.  Настоящий диспут разгорелся на встрече по вопросу предназначения театра в современном обществе.  В ходе него выяснилось, что уставным принципом китайцев  вообще, и режиссеров в частности  является «Служить  народу!»  Главный режиссер театра им.Качалова, Александр  Славутский  признался, что он всю жизнь в своём творчестве придерживался подобных позиций. 

Самым страстным  желанием  Александра  Славутского,  как автора постановки «Пиковой дамы»  было получить обратную связь, так что он    и  и сам задавал  много вопросов:  как поняли зрители  ту или иную сцену. Делясь впечатлениями от спектакля, присутствующие  говорили о том,  что самая  интригующая и авантюрная драма А.С.Пушкина  натолкнула их на  размышления:  вне зависимости от времени и места,  человек,  даже имея все необходимое, ведь в повести Герман вовсе не бедствует, стремится к ещё большему богатству  так рьяно, что  готов ради золотого тельца пойти на  компромисс со своей совестью, пренебречь всеми мыслимыми правилами, вступив  в  сделку с дьяволом. Отметили зрители и множество режиссерских приёмов,  благо Китай — страна, где умеют считывать символы,  позволяющие создать из повести  XVIII  века «блестящее, но фатальное танго», как  и заявлено  в афише спектакля. 

По словам артистов труппы, им было интересно в Китае всё. Здание театра, которое проектировали советские архитекторы, вызвало у наших артистов одновременно ностальгию и восхищение. Монументальность сталинского стиля в сочетании с национальными мотивами, позволила создать нечто неповторимое. Приятно удивлены  казанцы  были прекрасной акустикой и функциональной площадкой, объемными карманами  сцены и высоким уровнем оборудования, чистотой и аккуратностью вокруг. Перед началом каждого спектакля китайцы  предусмотрительно снабжали артистов прохладительными напитками, кондиционерами, что было немаловажно в столь сильную жару, что стоит в это время года в Пекине.  Особую атмосферу создавали курящиеся повсюду  благовония. 

Своими глазами увидели  качаловцы  печально известный атрибут Пекина – смок. «Когда не пасмурно, но и солнца нет, потому  что  то светит через плотный занавес дымки», — комментирует  Диляра  Хусаинова. Заботясь о гостях, китайцы поселили труппу казанского театра в шаговой доступности от театра. Но любознательные актёры в краткие свободные  от репетиций и спектаклей моменты  всё  же дошли до главных достопримечательностей Китая: площади  Тяньаньмэнь и Запретного города. Несколько человек, у кого было чуть  больше  времени, пренебрегая сном и отдыхом,  совершили многочасовое паломничество к знаменитой Китайской стене. 

«Но самое главное – мы приобрели, интересный опыт  познания чужой страны и опыт зрительский.  – делится зав.лит театра. —  Потому что первый спектакль в другой стране всегда проходит с большим волнением. Никогда не знаешь,  как люди будут это все понимать, воспринимать и реагировать.  Как правило, для зрителя это проходит незамеченным, артисты не дрожат, не забывают слов от волнения.  Сцена – их профессия! Только мы, и переводчики, видят, насколько легче проходит второй спектакль».     

Своеобразным опытом стала встреча с  качаловцами  для китайских волонтеров, которые  сопровождали  казанцев  повсюду.    Китай — страна  непризнавшая  английский языком всемирного общения, поэтому русскоговорящих волонтёров набралось достаточно.  Для улучшения коммуникаций они были распределены по театральным цехам и за неделю,  так прониклись атмосферой театра, что некоторые из них изъявили желание поменять уже приобретенные профессии.

Фотографии предоставлены театром им. В. И. Качалова

Об авторе: Ирина Ульянова
 
По теме
Театральные критики первыми увидели премьерный спектакль челнинских кукольников - ИА Татар-информ Фото: Набережночелнинский театр кукол Сказку на челнинской сцене поставил режиссер Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала Ильгиз Зайниев.
21.07.2018
В театре кукол состоялась премьера спектакля для взрослых - Администрация г. Набережные Челны В Набережночелнинском государственном театре кукол состоялись премьерные показы спектакля для взрослых - «Горебогатырь Косометович» в постановке режиссера Татарского государственного Академического театра им.
21.07.2018
pekin - Республика Татарстан     Овациями «Пиковой даме» в переполненном зале Пекинского народного художественного театра завершились гастроли Качаловского театра в Пекине.
09.07.2018
 
 
В Набережных Челнах росгвардейцы задержали неоднократно судимого за кражи охранника ресторана, который вынес деньги из кассы, сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе Управления Росгвардии по Республике Татарстан.
21.11.2018 Вечерние Челны
Погибший - гражданин Армении, которого депортировали из Испании на родину с пересадкой в Москве [видео] Алиса ТИТКО @AlisaTitko В Шереметьево вечером 20 ноября самолет Боинг-737, рейсом «Москва-Афины», сбил человека,
21.11.2018 Комсомольская правда Казань
Из дома экс-главы таможни грабитель вынес 17 миллионов, золотые червонцы и мешочек с бриллиантами Алена МАРТЫНОВА Налет на особняк Андрея Бельянинова в Новой Москве стал одним из самых громких происшествий октября.
21.11.2018 Комсомольская правда Казань
Ð ÐµÑ Ð¿Ñ Ð±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ð½Ñ ÐºÐ¾Ðµ Ñ Ð¾Ð±Ñ Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ð¾Ð±Ñ ÐµÑ Ñ Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñ Ñ Ð¸, 
Ð¿Ð¾Ñ Ð²Ñ Ñ ÐµÐ½Ð½Ð¾Ðµ 80-Ð»ÐµÑ Ð¸Ñ  Ð¸Ð·Ð±Ñ Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð ÐµÑ Ñ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ Ð° ТРССР Ð¿ÐµÑ Ð²Ð¾Ð³Ð¾ Ñ Ð¾Ð·Ñ Ð²Ð°.
Ð Ñ Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ  Ñ Ñ Ð°Ñ Ñ Ð¸Ðµ Ð Ñ ÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ  Ð ÐµÑ Ð¿Ñ Ð±Ð»Ð¸ÐºÐ¸ Ð¢Ð°Ñ Ð°Ñ Ñ Ñ Ð°Ð½ 
Р.Ð . Ð Ð¸Ð½Ð½Ð¸Ñ Ð°Ð½Ð¾Ð². - ИА Татар-информ Фото: tatarstan.ru Государственный советник РТ принял участие в республиканском собрании общественности, посвященном 80-летию избрания Верховного Совета ТАССР I созыва.
20.11.2018 ИА Татар-информ
22 ноября 2018 года в 16.00 в выставочном зале «Манеж» состоится открытие выставки из собрания Российского этнографического музея (г.Санкт-Петербург) «Вдоль Волги и Каспия: наследие Шелкового пути».
21.11.2018 Элита Татарстана
19 ноября знаменитый спектакль художественного руководителя Вахтанговского театра Римаса Туминаса «Дядя Ваня» с Сергеем Маковецким в главной роли завершил первый Качаловский фестиваль,
20.11.2018 Элита Татарстана
Обе серии «пали»: реванш желто-синих в Чебоксарах - ХК Челны В повторной встрече, несмотря на огромное количество бросков уже в первом периоде, командам не удалось реализовать атакующие действия в чужой зоне и после двадцати первых минут основного времени на табло горели два бублика,
20.11.2018 ХК Челны
В повторной встрече, несмотря на огромное количество бросков уже в первом периоде, командам не удалось реализовать атакующие действия в чужой зоне и после двадцати первых минут основного времени на табло горели два бублика,
21.11.2018 Вечерние Челны
Уже на десятой минуте судьбоносного для сборной России матча Лиги Европы Гранквист, игрок «Краснодара», грамотно подставился под Артема Дзюбу – нарушение в штрафной сборной Швеции.
21.11.2018 Казанские ведомости
ЦИК Татарстана назвал ложной информацию о попытке вброса бюллетеней в ходе референдума - ИА Татар-информ Фото: Михаил Захаров/архив, izbirkom.tatarstan.ru По информации Центральной избирательной комиссии Татарстана, иллюстрирующее сообщение о вбросах фото не имеет никакого отношения к референдуму.
18.11.2018 ИА Татар-информ
Сегодня отмечается столетие архивной службы Республики.  Ожидается, что новое здание ведомства сегодня посетят президент Татарстана и Руководитель Федерального архивного агентства.
21.11.2018 ГТРК Татарстан