Сергей Кудрявцев: «Мне не важно, что Салават Юзеев из Казани, а Ларс фон Триер из Копенгагена»



(KZN.RU, 20 февраля, Алиса Розанова). Известный московский кинокритик, член отборочной комиссии Казанского международного фестиваля мусульманского кино Сергей Кудрявцев приехал в Казань на презентацию фильма казанского писателя и режиссера Салавата Юзеева «Он, его муза и одноклассники» .

Кинокритик принял участие в создании фильма Салавата Юзеева, в частности, дал советы по сценарию, порекомендовал московского оператора Дмитрия Передню.

Сергей Кудрявцев рассказал журналисту KZN.RU, что нынешний приезд имеет под собой три причины, но все они так или иначе связаны с сотрудничеством татарстанских кинематографистов со столичными специалистами в области кино.

Вам не мешает объективно оценивать фильм то, что вы приняли участие в его создании?

С.К : Я сознательно смотрю кино уже 45 лет: редко когда фильм не просто нравится, а так или иначе наводит на какие-то размышления. Я чрезвычайно придирчиво отношусь к кинематографу вообще, тем более, когда лично знаком с его авторами. Многие режиссеры переставали со мной разговаривать, после того как я ставил оценки ниже, чем те, на которые они рассчитывали. Но мне действительно кажется, что из сценария «Он, его муза и одноклассники» получилось хорошее кино, и актеры мне понравились.

Поначалу по поводу главных героев были какие-то сомнения, но на экране оба меня убедили, история получилась очень внятной и, не побоюсь этого слова, философской. В жизни писателя наступает момент, когда он должен избавиться от чего-то лишнего, с одной стороны, вернуться назад, в родной город, и в то же время найти для себя путь для движения вперед. Человек способен найти в себе силы для того, чтобы дальше развиваться, и это трогает.

Какими качествами, по вашему мнению, обладает хорошее кино?

С.К. : К примеру, фильм «Он, его муза и одноклассники» я смотрел в Казани по третьему разу, и, кажется, мне понравилось даже больше, что бывает очень редко. Обычно, когда смотришь фильм не первый раз, он меньше трогает. А здесь с каждым разом видишь больше нюансов, скрытых переходов. Мне кажется, это как раз признак хорошего кино. Даже напротив - хорошее кино не должно считываться сразу. Эти ощущения возникают, когда глубоко погружаешься в картину. Когда меня попросили кратко выразить свое впечатление о фильме, я совершенно неожиданно вспомнил строчки Бориса Пастернака: «Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь». Раз возникают такие ассоциации, значит, они в фильме заложены. Есть распространенное мнение, что фильм – это кладбище замыслов, к счастью, это не всегда правда.

Вы поставили фильму Салавата Юзеева оценку 6 с половиной баллов по своей классификации…

С.К. : У меня 10-балльная система классификации кинематографа, но по опыту скажу, шесть с половиной - очень высокая оценка. Современному кино я, как правило, жадничаю, редко ставлю больше 6 баллов. В 2011 году оценка 7 баллов досталась «Меланхолии» Ларса фон Триера. Иранская картина «Надер и Симин: развод», которая получила главный приз на Берлинском кинофестивале и сейчас номинирована на «Оскар», меня настолько разочаровала, что я поставил ей всего 5 с половиной баллов. В иранском кинематографе есть более интересные картины, это даже поставило нас в затруднение на последнем казанском кинофестивале. Я настаивал на том, чтобы включить в конкурсную программу 3 фильма из Ирана, но мне дали понять, что это будет перебор. В итоге, третью замечательную картину «Кусок сахара» мы перенесли в программу фестиваля 2012 года.

При оценке киноленты, не делаете ли вы скидку на место производства фильма?

С.К. : Для меня абсолютно не важно, что Салават Юзеев из Казани, а Ларс фон Триер из Копенгагена, Роман Полански из Парижа, а англичанин Кристофер Нолан проживает в Голливуде.

В одном из интервью вы отметили, что «беда нашего кино в том, что оно безумно старое». Это метафора, или все-таки речь идет о возрасте режиссеров?

С.К. : Взаимосвязь между возрастом и душевным состоянием есть. Но, к сожалению, приходится сталкиваться с тем, что кино даже молодых по возрасту режиссеров зачастую старческое по духу, ощущается натужность, тяжесть. Я всем привожу уникальный пример в истории искусства – мы являемся современниками великого португальского режиссера Мануэла ди Оливейра, которому сейчас 103 года. И он каждый год снимает по фильму, причем такому фильму, что может позавидовать любой молодой режиссер! Он сохраняет молодость души и молодость искусства. Его фильмы нельзя назвать экспериментаторскими, новаторскими, но он сохраняет удивительную раскрепощенность в творчестве, когда после просмотра остается ощущение свободы, легкости. Думаю, и фильм Юзеева относится к таким же кинокартинам.

В фильме «Он, его муза и одноклассники» прослеживается распространенное противопоставление столицы и провинции: он - успешный писатель из Москвы, одноклассники в родном городе – бомжи…

С.К. : Режиссер, прислушавшись к моим советам, не стал представлять бомжей одноклассниками столь очевидно, здесь есть некоторая недосказанность. Салават смог пройти по грани, не скатившись в чернуху или пафосность. А главное, в фильме Юзеева нет презрения «к глубинке», которое чувствуется в современном российском кинематографе. Меня не устраивает беспросветность и безнадежность всего, что происходит на экране в этих фильмах, хотя большинство режиссеров сами вышли из провинции. Вот они точно ненавидят и презирают корни, ту среду, откуда убежали, более того, боятся туда вернуться, о чем напрямую заявляют в интервью.

Впрочем, я бы выделил «Юрьев день» Кирилла Серебрянникова, хотя в нем тоже нет надежды. Один из очевидных плюсов фильма то, что Серебренников абсолютно точно следовал сценарию Юрия Арабова, ничего от себя не добавив, в отличие от большинства режиссеров, способных испортить хороший текст.

В этот же ряд поставлю картину Кати Шагаловой «Однажды в провинции». Эти две картины ставят нашему обществу точный диагноз: мы застряли примерно в 1985 году и никак не можем оттуда выбраться.

Появление в роли бомжей казанской богемы было вызвано низким бюджетом или это сознательный «привет» Кире Муратовой?

С.К. : Скорее это некий «художественный жест»... Я знаю, что Салават хотел снимать реальных бомжей и даже ездил по местам, где они сосредоточены, примерялся. Но потом понял, что те не сыграют, это было бы фальшивым, натужным. В результате сцена превратилась в некий карнавал, что удачно совпало с музыкой, превратилось в некий перформанс, забавное действо. В этом нет ничего уникального, есть режиссеры, которые всю жизнь работали с любителями, например, Робер Брессон, да и Отар Иоселиани редко снимал профессиональных актеров. А бывает, что замечательные актеры у бездарного режиссера играют плохо.

Вы отметили, что причин приезда в столицу Татарстана несколько…

С.К. : Еще одна причина – это продолжение сотрудничества между московскими и татарстанскими кинематографистами. Есть проект полнометражного фильма, который мы собираемся снимать «от и до» в Набережных Челнах, это предусмотрено сюжетом. Романтическая история, встреча двух людей очень тонко увязана с историей города, с тем, как его воспринимают жители. Кстати, это один из сценариев, присланных на конкурс Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Если этот проект будет реализован, думаю, получится душевная, человечная, нормальная картина, которых нам, зрителям и критикам все-таки не хватает. К сожалению, других подробностей об этом проекте сообщить не могу.

И третий повод: мы начинаем отсматривать новые картины уже для уже восьмого фестиваля мусульманского кино, есть претенденты на участие в конкурсной программе. Надеюсь, что получится неплохая программа.
 
По теме
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система