Джаз у Сандецкого, пятая серия. Не посещать этот фестиваль в Казани становится дурным тоном

В Казани завершился фестиваль "Джаз в усадьбе Сандецкого", который пять лет подряд формирует летнюю музыкальную атмосферу нашего города.
Волею судеб я не мог наслаждаться прошедшими ранее четырьмя фестивалями импровизационной музыки в усадьбе Сандецкого. Тем интереснее было окунуться в атмосферу джазового опен эйр. И еще одно замечание: после кончины "Джазового перекрестка" было любопытно сравнить атмосферу фестиваля, проводимого в залах, с действом под казанским небом…

Забегая вперед, отмечу, что общее у обоих фестивалей - широчайший стилистический диапазон. От мэйнстрима до этноджаза. У "Сандецкого" не было, пожалуй, только авангарда, столь характерного для "Перекрестка". Да и размах (перейдем к различиям) у "Перекрестка" был покруче: один только ансамбль австралийцев под руководством Джона Поше, не говоря уж о Владимире Чекасине, Евгении Геворгяне, джаз-группе "Архангельск" Владимира Резицкого, - это все были звезды. А уж квартет РОВА из Штатов был истинной сенсацией, особенно для советской Казани!

Но и "Сандецкий" имеет свою "фишку": атмосферу этакого Вудстока-Монтре. Плюс специфический музейный дух: выставки, перфоманс художников, выступления поэтов, слайд-шоу "Фотокухни" (это такая интересная фотошкола), презентации журнала "Казань". Добавьте к этому первоклассную гастрономию ресторации от "Перекрестка джаза" из Дома Аксенова, халявный виски, ВИП-зону и вышколенных официантов… Но я, пожалуй, отвлекся.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан принял эстафету у казанского Виллиса Кановера - Игоря Зисера и продолжил славную традицию джазовых фестивалей, неизменно собиравших самую достойную публику. Не менее достойная публика была и в усадьбе Сандецкого, это чувствовалось по реакции на то, что звучало со сцены. Индикатор был виден: количество зеленого цвета (пустых сидений) указывало на слабый интерес к исполнителю, а забитые проходы и ободряющие выкрики - на музыкальный драйв. Откровенно слабых музыкантов на таких фестивалях не бывает, но вот творческий уровень различался, что, впрочем, неудивительно: невозможно да и не нужно приглашать исключительно звезд - денег не хватит плюс новые имена надо выявлять и продвигать.

Отдельного внимания заслуживает вокальный жанр. С него, кстати, начинался нынешний фестиваль, первый концерт которого назывался "Леди в джазе". Меня привлекло прежде всего знакомое по 1993 году имя Ирины Родилес, в то время солистки у Анатолия Кролла. Ее коллег по трио я совсем не знал - впрочем, нисколько об этом не жалею… Крепкий добротный мэйнстрим, приличная вокальная техника, но весьма средний драйв… Джазовый вокал - вообще штука тонкая: или ты всех заводишь, как Текора Роджерс, или пой в ресторане. Ведь под горячий свинг или пронзительный соул невозможно жевать. Не жевали ведь под пение москвички Ксении Коломбацкой, слушали ее интерпретации бессмертных шедевров "Биттлз"… А жевать было что.

Текора Роджерс, афроамериканка с родины джаза, стала, на мой взгляд, настоящим подарком казанским джазфанам. Что творилось в конце ее выступления! Пожалуй, это была кульминация фестиваля. Текора не впервые выступала в Казани, кое-кто помнит, как она зажигала публику много лет назад. Она пела на сей раз и стандарты, и нетленные песни "Биттлз", и шлягеры шестидесятых прошлого века. Мощное меццо-сопрано, безупречное чувство ритма, доброжелательное, даже теплое отношение к российским музыкантам, ее аккомпаниаторам… Успех был оглушительный - народ побежал к ней брать автографы, а она никому не отказывала.

Не могу забыть также ярчайшее пение Аркадия Freeman Кириченко, выступавшего с фантастическим Аркадием Шилклопером. Но самой заметной вокалисткой на фестивале была, без всякого сомнения, Ольга Скепнер. И кто бы что ни говорил, она на сегодняшний день наряду с Лилией Чугуновой - самая яркая джазовая вокалистка в нашем городе. Вот уж творческий диапазон - от мэйнстрима, этники и камерного вокала до госпел и блюза! И это при том, что ей надо было исполнять роль ведущей на каждом концерте фестиваля, нести груз организатора на своих женских плечах. Фронтвуман!

Стилистическое разнообразие "Сандецкого" простирается от пресловутого мэйнстрима до крутого фанка, при том, что между этими полюсами оказалось и такое специфическое явление, как танго… Один из вечеров был посвящен именно этому жанру, а назывался он "LIBERTANGO" (Страсти по А.Пьяццолле). На сцену вышли плечом к плечу джазмены и академические музыканты. И все это скреплялось вокалом Ольги Скепнер.

В этом году фестиваль дважды оказался сопричастен страшной трагедии, постигшей наш город, да и всю страну. Выступление Аркадия Шилклопера сотоварищи пришлось на 14 июля, когда боль от произошедшего на Волге еще была столь острой… Концерт был посвящен памяти погибших, и была минута молчания, а сбор от концерта перечислен в фонд помощи их родственникам. Во второй раз фестиваль пересекся с трагедией "Булгарии" 18 августа, в сороковой день… Блистательный вокальный ансамбль Мэнсаунд из Киева посвятил один из своих номеров памяти жертв катастрофы. И Украина соболезновала… Вот такие печальные ноты прозвучали на фестивале в усадьбе Сандецкого.

Фестиваль импровизационной музыки в усадьбе Сандецкого прочно утвердился в культурном календаре Казани. Его ждут, на него стремятся попасть, причем не только истинные поклонники джаза, но и светские львы и львицы местного разлива, - точно так же, как в свое время на "Джазовый перекресток". Не побывать в усадьбе Сандецкого? Что вы, это моветон!

Давайте поблагодарим организаторов фестиваля, его гостеприимных хозяев, - Ольгу Скепнер, Олега Анохина, Государственный музей ИЗО, его генерального директора. И будем ждать следующего фестиваля!
Нравится
  Версия для печати Предыдущая  |  Следующая

Комментарии: Автор Комментарий Автор Комментарий
 
По теме
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время