С появлением на сцене камаловского постановки французского режиссера Николя Струве «Тартюф» в репертуаре театра одним легким и остроумным спектаклем станет больше. На днях состоялся закрытый показ этой нестареющей классики, который прошел с большим успехом в переполненном зале.
Спектакль в современной интерпретации весьма далеко ушел от оригинала трехсотлетней давности и смог превратиться в произведение на злобу дня.
Перед началом спектакля выступил гость из Франции, генеральный комиссар мероприятий «Года России во Франции – Франции в России-2010» господин Николя Шибаефф.
– Сегодняшний спектакль является одним из самых ярких наших проектов в рамках мероприятий, приуроченных этому событию, – отметил он. – Три года назад мы встречались с Фаритом Бикчантаевым и обсуждали этот проект, и я рад, что он осуществился. Благодарю всех актеров камаловского театра, с ними было очень приятно работать. Получился веселый спектакль.
Художник Бернар Мишель постарался создать довольно простые декорации, выполненные в стиле минимализма: дом аристократа Оргона символизирует квадратный каркас из дерева, украшенный белыми полупрозрачными занавесками. В его убранстве все просто – белые стол и скамейка да символическая лестница, уходящая вглубь сцены.
…Весьма богатый человек по имени Оргон (которого очень эмоционально сыграл Искандер Хайруллин) знакомится с бездомным Тартюфом и предлагает тому пожить в своем доме.
Показная набожность святоши Тартюфа оказывает гипнотическое воздействие на доверчивого буржуа Оргона. Собственно Тартюф в исполнении актера Фаниса Зиганшина всячески использует свою власть над ним. Кстати, своей внешностью и гримом актер очень напоминает Григория Распутина, который также имел влияние на царское семейство Романовых.
Домочадцы, почувствовав нарастающую силу влияния на отца, пытаются дать Тартюфу отпор.
Но тот с каждым днем получает все большую власть в доме, и с этим что-то поделать становится все тяжелее. Пьеса завершается разоблачением Тартюфа и его арестом двумя милиционерами в советской форме и генералом, схожим с Пиночетом (актер Айрат Арсланов).
Подчеркнутый комизм ситуаций, красочно переданный игрой актеров и щедро разбавленный тонким юмором, вызывал в зале смех и горячие аплодисменты. И первую порцию смеха вызвал в начале спектакля выход госпожи Пернель. Эта роль была сыграна народным артистом РТ Халимом Заляловым, который предстал перед публикой в образе матери хозяина – в ярко- розовом костюме, шляпе, перчатках и с клипсами на ушах. Выглядело это настолько правдоподобно, хотя в женском образе мы видим актера впервые. Да, такого давно не было в театре… В этом образе актер напоминает няню в исполнении Олега Табакова в музыкальном фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»
Весь спектакль на сцене звучала французская музыка, такое тоже впервые в истории театра. Можно представить, как сложно было сыграть молодой актрисе Гузель Минаковой (роль Эльмиры) сцену соблазнения Тартюфа. Но даже когда она, скинув платье, предстала в корсаже-пеньюаре, все выглядело естественно и не вызвало пошлой мысли. Зал, где сидели гости, критики, журналисты и студенты, отреагировал на происходящее только веселым смехом. Но как воспримет это в дальнейшем другой зритель, воспитанный на национальных традициях?
Отдельно хочется сказать об игре талантливой Люции Хамитовой в роли Дорины. Мы привыкли видеть ее в разных жанрах, но актрисе, оказывается, по плечу играть и в комедии. Каждый ее выход был неповторим и незабываем.
Конечно, этот спектакль отличается от прежнего «Тартюфа» («Суган суфые»), который был поставлен в 1978 году режиссером Празатом Исанбетом, где играли Шахсенем Асфандиярова (госпожа Пернель), Габдулла Шамуков (Оргон), Ринат Тазетдинов (Тартюф), Алсу Гайнуллина (Эльмира) и другие актеры того поколения. Но он долгие годы радовал зрителей, и был кассовым спектаклем. Как поставлен современный «Тартюф», как справились своими ролями актеры, режиссер – это судить театральным критикам…
В стадии перевоплощенияЭтот актер отличается от остальных своей фактурной и яркой внешностью. Он играет во многих спектаклях, но больше в эпизодических ролях, которые не оставляют зрителя равнодушным. Настал тот день и час, когда наконец-то и Фанис Зиганшин проснулся знаменитым, сыграв главного героя.
– Фанис, эту пьесу играют во многих театрах…
– Режиссеру Николя Струве было предложено поставить театральную постановку на выбор в трех городах России: Санкт-Петербурге, Москве и Казани. Но он выбрал наш город и наш театр. Почему остановился на Мольере? В прошлом году постановку начал ставить режиссер Доминик Питуазе, но в связи с загруженностью и плотностью графика он не смог до конца осуществить задуманное. А Николя Струве, второй режиссер, узнав, что уже подобраны актеры и начались репетиции, приехал к нам ставить нашумевшую пьесу, которую до этого не ставил. Для него это тоже впервые. Спектакль поставлен в духе европейской актерской школы, и здесь все в стиле минимализма: костюмы, декорации, свет и даже игра актеров. Все это сделано для того, чтобы исходить из призмы современности, ведь таких «тартюфов» можно встретить на каждом шагу и во всех сферах общества. К сожалению, в повседневной жизни лицемерия хоть отбавляй.
– Сложно было играть Тартюфа?
– Очень. Во-первых, сам текст: непривычно учить роль в стихотворной форме. Кстати, построчный перевод Наргиз Багмановой, а на татарский и в стихах перевел Ильдус Ахметзянов. Во-вторых, я не мог понять, что от меня хочет режиссер. Но благодаря нашему режиссеру Фариту Бикчантаеву смог в итоге войти в эту роль, вжиться в нее. Сложность была еще и в том, что мне нужно было сыграть лицемера, эгоистичного человека, от которого бы все трепетали и боялись его. А я по своему характеру прямая противоположность героя. Мне кажется, я еще до сих пор в стадии перевоплощения и нахожусь в поиске. Первый спектакль отыгран, а как отреагирует и воспримет нашу игру публика, мы узнаем в декабре во время премьеры.