Фонд «Живой город» везет в Свияжск главного режиссера российской провинции, победителя «Кинотавра-2017» и безалкогольный палаточный лагерь
Через неделю на знаменитый татарстанский остров-град грядет наплыв театралов, причем не только из Казани и окрестностей. Их ждет театральная лаборатория «Свияжск АРТель», которая в этом году собрала очень солидный состав участников. «БИЗНЕС Online» поговорил с организаторами форума из «Живого города» об ограничении как теме нынешней лаборатории, секретах умения привлекать в свои проекты именитых постановщиков и ночной офф-программе фестиваля.
ВОЗМОЖНО, ГЛАВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ ЛЕТА
Палаточным городком обзаведется остров-град через неделю в уик-энд 21-22 июля. Но речь не идет об очередной акции обманутых дольщиков или какой-то политической акции. Повод вполне себе мирный — четвертая по счету театральная лаборатория «Свияжск АРТель», которую проводит фонд поддержки современного искусства «Живой город». К различным проектам «Живого города» казанская публика и взыскательные столичные критики уже привыкли, однако нынешняя лаборатория по своему размаху едва ли не претендует на титул главного культурного события этого лета в республике. Речь не о массовости, с многочисленными Сабантуями или концертом группы «Ленинград» тут не поспоришь, а о качестве мероприятия и уровне его участников.
В рамках основной программы в субботу 22 июля публика сможет познакомиться с эскизами спектаклей, созданных тремя командами, которыми руководят: пожалуй, самый известный театральный режиссер российской провинции, основатель и художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского камерного театра Михаил Бычков ; один из главных возмутителей спокойствия театральной Москвы, уже отметившийся работой в Казани Всеволод Лисовский ; наконец, Массимо Фурлан — швейцарский актер и режиссер, на счету которого участие и в самом знаменитом в мире Авиньонском театральном фестивале.
Бычков ставит чеховскую «Палату № 6», Лисовский — «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко, а Фурлан будет работать не только с профессиональными актерами. «Фурлан очень много работает с памятью, с нашим детством, переживаниями детства, и он будет делать историю со свияжскими школьниками. Ранее в мае он приезжал в Свияжск, знакомился с ними, выбирал тех, кто хочет участвовать, там порядка 15 школьников в возрасте 15 лет и еще четыре молодых актера, а весь спектакль будет проходить в местной свияжской школе», — рассказала «БИЗНЕС Online» директор «Живого города» Инна Яркова .
Также она рассказала, как удалось заполучить именитого европейца, который до этого не только не работал в России, но даже не приезжал никогда в нашу страну. «Мы очень плотно работаем со швейцарским советом по культуре „Про Гельвеция“, и это уже многолетняя наша работа-сотрудничество. Мы каждый год формулируем то, что нам хотелось бы видеть, то, в каком направлении мы в этом году мыслим, а они делают нам различные предложения, — говорит Яркова. — В этом году мы хотели что-то на стыке иммерсивности и театра, что-то на стыке современного искусства и театра, потому что в рамках своих проектов продолжаем работу по исследованию границ театра». Швейцарцы предложили кандидатуру Фурлана, который откликнулся на эту идею. Интересно, что проезд и проживание режиссера здесь в Казани и Свияжске оплачивает «Про Гельвеция».
«Фурлан работает на стыке разных видов искусств, в Европе уже нет такого чистого понятия театра. Он ставил оперы, работал с современным танцем очень плотно, делал интересные самостоятельные перформансы», — добавляет директор «Живого города». Например, в 2010-м швейцарец привозил в Авиньон спектакль «1973», посвященный «Евровидению», прошедшему теперь уже 44 года назад. Сам Фурлан исполнял все 18 песен того конкурса, каждый раз переодеваясь представителем новой страны, а в это время на экране шла его реальная телетрансляция.
«ОСТРОВ СВИЯЖСК — ЭТО УЖЕ САМО ПО СЕБЕ НЕКОТОРОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ»
О концепции нынешней лаборатории, постепенно превращающейся в полноценный театральный фестиваль, нашему корреспонденту рассказала один из основателей «Живого города» Диана Сафарова .
— Диана, в чем будет главная отличительная особенность нынешней, уже четвертой по счету «Свияжск АРТели»?
— Еще в прошлом году мы заметили, что в Свияжске у нас получается такая фестивальная история. И если раньше эскизы спектаклей заканчивались разовыми показами, то из прошлой лаборатории вышел спектакль «Угла» «Единственный берег» в постановке Романа Феодори , а также «Музей мест» Дмитрия Волкострелова , с которым теперь может познакомиться любой желающий в любое время, приехав в Свияжск, взяв наушники и отправившись смотреть этот «музей».
И сейчас в связи с наметившейся концепцией мы решили пригласить трех режиссеров, которые работают в совершенно разных школах, говорят на совершенно разном театральном языке, занимаются совершенно разным театром, но каждый из них себя как-то зафиксировал в театральном контексте России, Европы — это можно с ответственностью заявить. В первый раз к нам едет швейцарский режиссер Массимо Фурлан, в России о нем мало слышал рядовой зрителей, но тот, кто вписан в европейское театральное пространство, знает, что это один из больших новаторов даже для европейского театра.
— Каждый год у свияжской лаборатории есть своя тема.
— В этом году — это тема ограничения, потому что остров Свияжск — это уже само по себе некоторое ограничение. Здесь были тюрьма, психбольница, здесь монастырь, и все это так или иначе пересекается с темой ограничения.
Фото: «БИЗНЕС Online»
— Видимо, отсюда и родилась идея «Палаты № 6» Михаила Бычкова? Кстати, как вам удалось договориться с таким именитым постановщиком, он не похож на режиссера, который ездит по лабораториям?
— Да, Бычков — это совсем не лабораторный режиссер, но у него возникло желание приехать в Свияжск. Спасибо нашему руководителю лаборатории Олегу Лоевскому , он сделал предложение Бычкову, а тот с ходу рассказал об идее с «Палатой № 6». У него здесь будет взрослая команда, причем я не припомню такого, что вместе в одном проекте будут участвовать артисты Казанского ТЮЗа и театра им. Камала: народный артист РТ Сергей Мосейко , Елена Калаганова , Павел Густов , Рамиль Вазиев и другие.
— Уже известно, кто у Бычкова будет играть Рагина и Громова?
— Нет, распределения еще не было. Михаил Бычков только приехал на остров и здесь будет непосредственно решать. Но это очень любопытная получается история, все-таки сложное произведение. Выдающийся режиссер, большие артисты разных театров, и все они живут на острове и в течение недели сочиняют спектакль...
— Мы каждый год говорим о потенциальном превращении Свияжска в наш «татарстанский Авиньон». Насколько все-таки эти разговоры уместны?
— Свияжск уже стал брендом, который многие воспринимают через призму этого театрального проекта. Мы рады, что каждый год здесь собирается больше иногородних гостей, что люди знакомятся с Татарстаном через театр на острове.
Фото: «БИЗНЕС Online»
«МЫ ПОЛУЧИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ ОТ ФОНДА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Ожидает публику в Свияжске и любопытная офф-программа. Правда, на главное ее событие уже не попасть — речь о пятничном (21 июля) показе за два месяца до выхода в прокат фильма «Аритимия» Бориса Хлебникова , недавно победившего на главном российском кинофестивале «Кинотавре» в Сочи. Но регистрация на это мероприятие, вызвавшее ажиотаж, уже закрыта. Представлять «Аритмию» будет один из руководителей кинокомпании СТВ Александр Архипов , ведутся переговоры о приезде и с самим режиссером Хлебниковым.
Также любой зритель «Свияжск АРТели» сможет познакомиться с проектом «Музей мест», презентованным еще на прошлогодней лаборатории. «Ты приходишь в кассу музея, получаешь программку, берешь аудиогид и идешь. По всему острову стоят эти таблички... Это сложно назвать музеем ил театром, это некоторый опыт, и лучше, конечно, одному ходить по острову», — считает директор «Живого города» Яркова. И вспоминает недавнюю экстремальную премьеру этого проекта режиссера Волкострелова уже в нелабораторном формате, случившуюся в июне.
«Была какая-то невероятная премьера. Так случилось, что сначала автобус попал в жутчайшую пробку на много километров, и у людей был выбор — либо разворачиваться и ехать домой без пробок, либо выйти и идти пешком. Люди вышли и пошли пешком. Когда мы приехали и начали раздавать наушники, то неизвестно откуда пошел дождь. Я думала, что никто никуда не пойдет, либо отбегает все за полчаса. Нет, все зрители ровно пришли через полтора-два часа, все это время ходили под дождем, в дождевиках, и переживали этот опыт. Мне кажется, это очень показательный пример, говорящий про нашу публику и про то отношение, которое сейчас есть к искусству, к театру, в частности», — говорит наш собеседник.
Также в ночь на субботу публику ждет уже известное казанскому зрителю «Молчание на заданную тему» , кстати, впервые придуманное вышеупомянутым Лисовским, а вечером на следующий день дискуссия о современном театре с участием известных российских критиков Дмитрия Ренанского и Кристины Матвиенко .
Причем эти два мероприятия выглядят таким бонусом для тех, кто будет оставаться в Свияжске на ночь. Для них в этом году и будет оборудован палаточный городок. Мы получили разрешение от фонда «Возрождение», есть отведенное место под палаточный город, хотя, возможно, оно будет меняться в связи с погодными условиями, там посмотрим. Будут двухместные палатки, будет охрана, будут туалеты, будет вода горячая, будут спальные мешки. Это все будет организованная история. Там есть запрет на алкоголь, запреты на костры — это будет достаточно жестко регламентироваться. К нам зритель приезжает не отдыхать, он приезжает работать над собой, и это решение должно быть в принципе осмысленным и осознанным«, — рассказывает Яркова. Бронь целой палатки на две ночи обойдется в 3 тыс рублей, одного места — в 1,5 тыс.
Так что желающие смогут насладиться красотами ночного Свияжска, острова-града, чьи объекты на днях после многолетней работы оказались включенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что, конечно, не может не быть предметом для гордости еще одного руководителя «Живого города» Артема Силкина , возглавляющего местный музей-заповедник.
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Я ВПЕРВЫЕ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КАКОГО-ТО ОБЫЧНОГО СВОЕГО ЛЕТНЕГО РАСПИСАНИЯ»
Участники нынешней «Свияжск АРТели» поделились с «БИЗНЕС Online» своими ожиданиями от нынешней театральной лаборатории.
Михаил Бычков — режиссер, художественный руководитель Воронежского камерного театра:
— Я много чего успел в театре сделать: поставил около 100 спектаклей, попробовал себя еще в каких-то форматах, — но форма, называемая творческой лабораторией, все время проходила мимо меня, и мне стало любопытно, что же это такое. В апреле этого года в нашем Воронежском камерном театре прошла лаборатория под руководством Олега Лоевского — молодые режиссёры за неделю создавали эскизы. Я был свидетелем того, как это происходило, как театр жил — это было любопытно, и поймал себя на мысли, что мне самому хочется попробовать. А почему бы не испытать этот внутренний стресс, связанный с короткими сроками, с необычностью самого процесса и так далее?
Я получил приглашение сюда, в Свияжск, в одно из легендарных мест. Как правило, так в мире и происходит: в каких-то особенно прекрасных точках, где соединяется история, красота и время, устраиваются еще и современные творческие локации. То, что в Свияжске такая жизнь идет — замечательно и абсолютно закономерно. И то, что я получил сюда приглашение, для меня очень интересно и радостно. Я впервые отказался от какого-то обычного своего летнего расписания, связанного с посещением зарубежных летних театральных фестивалей, где тоже необходимо бывать, что-то смотреть, и поехал сюда. Надеюсь, небесполезно пройдут эти дни. Поехал с материалом, который мне очень дорог — «Палата № 6» Чехова. Очень заманчиво, очень здорово сформулирована творческая задача, идея этого года — монастырь, тюрьма, психушка. Хочется надеяться, что как-то все эти вещи отзовутся в материале, который я выбрал. И очень жду еще каких-то новых творческих ощущений от взаимоотношений с артистами из Казани — артистами разных театров, разных школ. Судя по нашей первой встрече, артистами очень хорошими.
Всеволод Лисовский — режиссер, комиссар «Театра. doс»:
— Всякого рода лаборатории хороши тем, что на них можно себе позволить разные формы взаимодействия с текстом, с театром. Делать какие-то визуальные истории по философскому тексту в окружении монастырей и русских народных промыслов. Только так может происходить развитие театра.
Айрат Нигматуллин Фотографии предоставлены фондом «Живой город» РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ ЛАБОРАТОРИИ «СВИЯЖСК АРТЕЛЬ»:21 ИЮЛЯ
Показ фильма «Аритмия»
БОРИС ХЛЕБНИКОВ
Спектакль «Молчание на заданную тему»
ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ
22 ИЮЛЯ
Перформанс «В глубокой воде»
МАССИМО ФУРЛАН, КЛЭР ДЕ РИБОПЬЕР
Эскиз спектакля «Палата № 6»
МИХАИЛ БЫЧКОВ
Эскиз спектакля «Надзирать и наказывать»
ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ
Спектакль-музей «Музей мест, которые»
ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ
ВХОД СВОБОДНЫЙ, по регистрации здесь