19 ноября знаменитый спектакль художественного руководителя Вахтанговского театра Римаса Туминаса «Дядя Ваня» с Сергеем Маковецким в главной роли завершил первый Качаловский фестиваль, организованный Казанским академическим русским Большим драматическим театром имени В.И. Качалова. Два вечера подряд вахтанговцы играли в Казани «Дядю Ваню», и это событие в жизни города хочется назвать очень важным, если не самым главным за прошедшие дни. И дело не только в том, что один из лучших театров России привез в столицу Татарстана свой признанный спектакль. Ценно то, что случилась «магия театра»: произошел настоящий диалог артистов с публикой – диалог о вечном, о глубоком, о том, что должно волновать каждого человека во все времена, а особенно, в нашу эпоху торжества материальных ценностей и всесильной власти денег. Сергей Маковецкий сказал вчера со сцены казанским зрителям: «Спасибо вам большое. Вы очень хорошо смотрели спектакль. Мы счастливы играть для вас в этом уютном, прекрасном, намоленном театре, где работает прекрасная труппа». Эти слова дорогого стоят. На прощание же народный артист пожелал всем счастья, здоровья, дальнейших встреч в театре и…луча надежды! В финальной сцене спектакля Вахтанговского театра «Дядя Ваня» Иван Петрович Войницкий (Маковецкий) маленькими быстрыми шагами покидает сцену в тусклом луче света…
Как сказал художественный руководитель и директор КАРБД Александр Славутский, «жаль прощаться с Качаловским фестивалем, но радостно, что его финальным аккордом стал такой прекрасный спектакль, очищающий душу». Александр Яковлевич вручил вахтанговцам фестивального «Оскара» – статуэтку Василия Качалова.
За полтора месяца, с начала октября, в Качаловском театре свои спектакли также показали Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета, Воронежский камерный театр, Небольшой драматический театр (Санкт-Петербург) и сам КАРБДТ. Согласно концепции Качаловского фестиваля «Авторский театр. Взгляд на русскую классику», акцент в выборе драматургов был сделан на классиков: Чехова, Гоголя, Горького, Островского, Булгакова.
Наряду со спектаклями, в рамках фестиваля шла насыщенная офф-программа, включившая в себя мастер-классы, творческие встречи, круглые столы с участием авторитетных режиссеров: Юрия Бутусова, Михаила Бычкова, Александра Славутского, Льва Эренбурга, театрального критика Бориса Любимова, директора Театра имени Вахтангова Кирилла Крока. Кирилл Игоревич в воскресенье 18 ноября дал директорам казанских театров полноценный мастер-класс успешного театрального менеджера, подробно рассказал, как строит свою работу в «империи Вахтангова». Он настойчиво советовал, можно сказать, назидал коллегам тщательно изучать свою публику, активно работать в социальных сетях, использовать онлайн-инструменты демонстрации спектаклей и творческих вечеров, проводить экскурсии, показывая «театральную кухню»… Крок констатировал, что сегодня на мнение публики, на зрительский интерес может повлиять даже далекий от искусства блогер, популярный в интернете. Поэтому театральным менеджерам нужно, что называется, «быть везде», держать нос по ветру. В заключении Кирилл Крок дал напутствие казанским коллегам: «Держитесь и не падайте!».
Качаловский театральный фестиваль завершился, и, очевидно, расставание с ним не будет долгим. Первый блин не оказался комом. Этот форум русского драматического искусства, получивший поддержу Правительства Татарстана, прошел с успехом, вызвал много откликов, был востребованным и у публики, и у ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа. Верится, что казанский Качаловский фестиваль может стать новой культурной визиткой столицы Татарстана, занять свое место в ряду узнаваемых театральных фестивалей России.
Диана Галлямова
1 из 11Фото: https://vk.com/teatrkachalov