Утверждающие жизнь

Фото: rt-online.ru

 

 

Как уже сообщалось, в эти дни в центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка, организованная в сотрудничестве с Третьяковской галереей и открывающая новые грани в творчестве русских художников-передвижников.

 

Движение передвижников сформировалось после отказа 14 самых талантливых выпускников Академии художеств выполнять конкурсную работу в традициях классицизма: вместо очередного античного сюжета они хотели получить разрешение на свободную тему, чтобы передать русскую реальность. Профессура посчитала их требование неслыханной дерзостью и отвергла новшество – академический конкурс 1863 года был сорван. В этом же году молодые живописцы объединились в первую творческую артель, которая просуществовала семь лет. Затем новый подход к живописи, и не только в плане исполнения, но и в экономических вопросах, реализовался в «Товариществе передвижных художественных выставок». Объединение просуществовало с 1870 по 1923 год – настолько его идеи и организационные принципы были актуальны для того времени. Однако к распаду творческого союза привело официальное признание наиболее известных представителей товарищества (они стали профессорами и преподавателями Академии художеств), а также нежелание маститых передвижников откликаться на новые веяния в искусстве.

Различия во взглядах среди членов товарищества существовали с самого начала. И нынешняя экспозиция в Казанском Кремле стремится показать неоднозначность и широту идей этого значительного художественного движения.

 

Символичен заключительный штрих выставки – «Свежий ветер. Волга» Левитана. Посетителей обдает яркими солнечными красками, энергией простора и движения. Это настоящее утверждение жизни – во всей ее силе, красоте и необъятности

 

В первом, вступительном зале посетителей встречает огромная – во всю стену – фотография. Это групповой портрет художников, поражающий количеством членов объединения. Подробная хронология событий на противоположной стене зала представляет интересную судьбу передвижничества.

Сумеречная атмосфера залов настраивает на сосредоточенность и вдумчивость в общении с искусством. Картины отлично освещены, нет затрудняющих восприятие бликов и отражений. Правда, суровые серые стены и официальные прямоугольники с пояснительными текстами действуют несколько угнетающе: словно пытаются заковать в строгие рамки творческую энергию живописцев. Разно­образят оформление картины, выделенные на стенах коралловым фоном. Таким образом организаторы экспозиции отметили те полотна, которые уже побывали в Казани на прижизненных выставках передвижников.

 

 Полотна второго и третьего залов также повествуют о судьбе простого человека.
Илларион Прянишников, например, центральным персонажем своей картины «Порожняки» делает бедного студента. Вереница розвальней движется через заснеженное поле. На последних сидит съежившийся от холода юноша, рядом связка книг – все его убогое имущество.

 

Первый зал тематически разделен на две части. Справа – ряд портретов замечательных людей конца XIX века. Эту галерею открывает «Портрет П.М.Третьякова» кисти Ильи Репина – определенная дань уважения знаменитому меценату, который в свое время приобрел две тысячи полотен представителей товарищества. Особое внимание посетителей привлекает полотно Николая Ге «Портрет Л.Н.Толстого». Писатель в то время работал над трактатом «В чем моя вера?» и настолько погружался в свои мысли и строки, что не замечал присутствия художника. Свет озаряет склонившееся лицо и исписанные листы на столе – свет человеческого духа.

На левой стене зала – сцены из народной жизни. Их открывают «Бурлаки, идущие вброд» Репина – третья работа художника на тему бурлацкого труда. Примечательно, что одна из них – «Бурлаки на Волге» – стала своеобразным символом движения передвижников. Картина, представленная в экспозиции, изображает группу рабочих-артельщиков, словно идущих на зрителя, – это народ в его тяжелом труде, неприглядной нищете, но и в безграничной мощи входит в искусство, становясь важным действующим лицом истории.

Полотна второго и третьего залов также повествуют о судьбе простого человека. Илларион Прянишников, например, центральным персонажем своей картины «Порожняки» делает бедного студента. Вереница розвальней движется через заснеженное поле. На последних сидит съежившийся от холода юноша, рядом связка книг – все его убогое имущество. Хмурое небо, ветер, воронье. Что ждет впереди этого молодого человека? Но есть здесь и милые жанровые сценки (рыбалка, охота), картины, передающие безмятежное слияние с природой, наслаждение молодостью или смиренное принятие старости.

 

Передвижников особенно любили в советские времена. В своих произведениях они изображали трудную долю простых людей, призывали сделать искусство приближенным к действительности

 

Четвертый зал посвящен пейзажам передвижников. Пожалуй, здесь самые светлые и умиротворенные полотна. В качестве натуры выбраны пашня, московский дворик, деревенский уголок, ночная Нева, природа Востока и Африки.

Картины, завершающие экспозицию, показывают влияние на передвижников новых художественных течений – импрессионизма, модерна. Молодые члены товарищества ищут выразительные приемы для передачи настроения, воздушности, света. Символичен заключительный штрих выставки – «Свежий ветер. Волга» Левитана. Посетителей обдает яркими солнечными красками, энергией простора и движения. Это настоящее утверждение жизни – во всей ее силе, красоте и необъятности.

 

Гузель БАРИЕВА

 

 
По теме
 
Республика Татарстан может рассчитывать на дополнительные трансферты из федерального бюджета на реализацию комплексного проекта «Культурное наследие — остров-град Свияжск и древний Болгар» в рамках программы РФ «Развитие
23.10.2018
Журналисты «Комсомолки» разбирают вопросы по бойне в Керчи, ответов на которые нет до сих пор Андрей ГОРБУНОВ Анастасия ЖУКОВА Александра КОРШУНОВА 1) Откуда стрелок взял деньги на лицензию, ружье и патроны?
22.10.2018 Комсомольская правда Казань
В Казани стартовал процесс по уголовному делу КПК «Рост»     Сегодня в Вахитовском суде Казани началось рассмотрение уголовного дела в отношении организатора и шестерых участников финансовой пирамиды ООО «КПК «Рост».
22.10.2018 Республика Татарстан
На бавлинских сценах женят Хаджу эфенди - Бавлинский муниципальный район Бавлинский татарский народный театр в этом сезоне поставил на сцене пьесу драматурга Шарифа Камала «Хаджи эфенди женится».
23.10.2018 Бавлинский муниципальный район
20 октября в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева состоялось открытие VIII Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia».
22.10.2018 Элита Татарстана
В кинотеатре «Мир» состоялась презентация документального фильма «Тернистый путь» о драматичной судьбе первого профессионального татарского режиссера Гумара Исмагилова.
23.10.2018 Казанские ведомости
фигуристы тарасова-морозов - Республика Татарстан     Российские фигуристы Евгения Тарасова, представляющая Татарстан, и Владимир Морозов одержали победу на первом этапе Гран-при Skate America, проходившем в городе Эверетт.
22.10.2018 Республика Татарстан