Аида Гарифуллина: «Вся Москва собралась прийти на эти шесть спектаклей!»

Оперная дива из Казани дебютирует в Большом театре. Она будет петь и танцевать в громкой постановке «Садко» от самого обсуждаемого режиссера

Сегодня в  главном оперном доме страны большая премьера  — опера «Садко» Римского-Корсакова в  постановке знаменитого Дмитрия Чернякова, почти 10 лет не  работавшего на  родине. На  все шесть спектаклей премьерного блока билеты проданы, а  18  февраля «Садко» можно будет увидеть в  прямом эфире на  канале Mezzo. Среди певцов и  Аида Гарифуллина, в  последние годы постоянно работающая с  Черняковым. «БИЗНЕС Online» рассказывает, почему сегодня в  Большом театре ждут светскую тусовку столицы в  полном составе.

Дмитрий Черняков Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов

ГЛАВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ И  СВЕТСКОЕ СОБЫТИЕ

Настоящим центром культурной и  светской жизни российской столицы обещает сегодня стать Большой театр. На  его исторической сцене состоится премьерный показ оперы Римского-Корсакова «Садко» в  постановке Дмитрия Чернякова . Этот спектакль  — едва  ли не  самое ожидаемое событие не  только оперного, но  и  всего театрального сезона в  стране. Режиссер Черняков, один из  самых известных в  мире отечественных деятелей культуры, возвращается в  российский театр после 9-летнего отсутствия, да  еще и  с  произведением Римского-Корсакова, музыка которого его во  многом и  прославила. Ну, а  у  Татарстана есть к  новому «Садко» и  свой интерес.

Дело в  том, режиссер и  в  2011 году, когда его «Руслан и  Людмила» Глинки был первой оперной премьерой на  исторической сцене Большого театра после капремонта, и  сейчас в  2020-м не  обошелся без звездных татарских сопрано. Заглавная женская партия в  том «Руслане и  Людмиле» стала знаковой в  карьере Альбины Шагимуратовой . «В  ее  голосе есть что-то такое, даже если я  не  смотрю на  нее, а  просто слышу, меня это гипнотизирует! Я  не  могу сказать, что это такое, это какой-то дар»,  — так говорил Черняков в  интервью «БИЗНЕС Online» осенью 2016 года о  Шагимуратовой.

Но  теперь у  главного в  мире оперного режиссера из  России появилась другая любимица с  татарскими корнями. Для Аиды Гарифуллиной это будет уже третья работа с  Черняковым, но  дебют в  Большом театре. В  2017-м она пела заглавную партию в  его « Снегурочке » все того  же Римского-Корсакова в  Парижской национальной опере, а  двумя годами позже была частью звездного ансамбля солистов в  « Обручении в  монастыре » Прокофьева на  сцене Берлинской государственной оперы. И  вот теперь она исполнит партию Волхов ы   — дочери морского царя, которая, чтобы остаться с  любимым, обратилась быстрой речкой (реальная река Волхов, что на  северо-западе страны, вытекает из  озера Ильмень и  впадает в  Ладожское озеро).


Всего премьерный блок «Садко» в  Большом театре состоит из  шести спектаклей, все билеты на  которые уже проданы. Есть два состава певцов, Гарифуллину можно будет увидеть и  услышать на  представлениях 14, 16 и  18  февраля. 18  февраля «Садко» в  прямом эфире покажет телеканал Mezzo. Интересно, что в  первом составе есть еще несколько артистов, которые знакомы казанской публике. В  разных проектах ГСО РТ  Александра Сладковского принимали участие Нажмиддин Мавлянов (Садко), Екатерина Семенчук (Любава), Максим Пастер (Сопель), Андрей Жилиховский (Веденецкий гость), а  в  прошлом году на  Шаляпинском фестивале Ленского в  «Евгении Онегине» пел Алексей Неклюдов (Индейский гость).

За  Черняковым, которому в  мае 2020-го исполнится 50 лет, давно закрепилась репутация новатора оперной режиссуры. Причем на  Западе она принесла ему славу, в  России  же большое количество недоброжелателей, считающих, что художник издевается над классикой. Это одна из  причин, почему он  так долго не  ставил на  родине, предпочитая Метрополитен-опера, Ла  Скала и  другие главные мировые оперные дома. В  2011 году его «Руслан и  Людмила» ознаменовался скандалом, многие не  приняли пушкинского сюжета в  интерпретации Чернякова, где Руслану и  Людмиле на  пути к  счастью пришлось пробираться через горы трупов в  камуфляжной форме и  психиатрическую лечебницу. Сам режиссер всегда говорит, что не  верит в  сказки и  в  то, как оперные певцы дня сегодняшнего изображают на  сцене былинных героев, венецианских мавров или средневековых королей. Для него каждый спектакль  — это разговор с  современной аудиторией на  понятном ей  языке и  о  тех проблемах, которые ее  беспокоят.

«Упреки в  том, что кто-то издевается,  — это конспирология. Нет задачи высмеять, унизить кого-то, пошатнуть устои. Этого не  существует в  природе, это придумано! Я  не  знаю никого, кто подвергает сознательно злобному осмеянию те  произведения, которые выбирает для постановки. Они их  ставят, потому что они их  любят. И  я  делаю это, потому что люблю. Все пропитано любовью»,  — рассказывал Черняков нашей газете. О  его  «Садко» пока известно, что в  оформлении спектакля использованы эскизы знаменитых художников, оформлявших эту оперу в  постановках начала XX  века: Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Константина Коровина, Владимира Егорова и  Николая Рериха.

Аида Гарифуллина Фото:  Донат Сорокин/ТАСС

«ДО  СИХ ПОР ЗВОНЯТ ДРУЗЬЯ И  ЗНАКОМЫЕ, СПРАШИВАЯ ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЕ!»

«БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов о  предстоящей премьере и  самой Аиде Гарифуллиной.

—  Аида, понятно, что всех секретов вокруг постановки «Садко» раскрывать пока нельзя, но  какие ваши общие впечатления от  работы? Чего ждать зрителям?

—  Спектакль, как мне видится, вылился в  довольно красочное и  монументальное полотно. Особое настроение создают удивительные декорации, над которыми еще к  первым постановкам в  Большом работали выдающиеся русские художники  — Васнецов, Коровин, Рерих.

И  яркие костюмы.  Думаю, что эта постановка «Садко» станет культурным событием. Такое ощущение, что вся Москва собралась прийти на  эти шесть спектаклей! До  сих пор звонят друзья и  знакомые, спрашивая пригласительные!  Все в  ожидании! Воздух накален!  Сразу могу сказать  — это будет незабываемо.  По  масштабности постановки, новому режиссерскому взгляду могу сравнить ее  с  другой постановкой Чернякова  — «Снегурочкой» на  парижской сцене.

—  Насколько сама тема оперы «Садко» и  героиня Волхова вам оказались близки?

—  «Садко»  — это красивая история о  любви и  верности, о  дальних странствиях и  удивительных встречах. Моя героиня Волхова  — дочь морского царя, приносит себя в  жертву во  имя любви. Музыка Римского-Корсакова  — одна из  моих самых любимых. С  особым трепетом я  исполняла партии Снегурочки, Шемаханской царицы, и  вот теперь  — Волхова  — необычный, фантастический образ (вообще моя роль в  этом спектакле  — одна из  главных). Она очень подвижная и  игривая, нежная и  порхающая. Под стать этому образу и  мой костюм  —  легкий и  струящийся, не  сковывающий движений. К  тому  же я  буду не  только петь  — вы  сможете увидеть и  танцевальные эпизоды в  моем исполнении во  время встречи Садко с  Волховой в  сцене подводного царства. Это режиссерская находка. 

—  Вы  работали с  хореографом?

—  Да-да, я  работала с  хореографом  — постановщиком моих танцевальных эпизодов. Мои детские увлечения балетом не  прошли даром  — очень пригодились! Были и  моменты неудобные для пения. Так, в  одной из  сцен перед колыбельной песней Дмитрий Черняков попросил исполнить танцевальный номер. Представляете, перед спокойной, умиротворенной колыбельной мне приходится танцевать, кружиться, одновременной бегать по  ступенькам  — здесь нужна не  только огромная физическая подготовка, но  и  выносливость, умение быстро собраться и  восстановить дыхание.

—  Это уже не  первый ваш опыт работы с  Дмитрием Черняковым, каким он  был на  этот раз?

—  Позади две недели ежедневных и  интенсивных репетиций, практически ни  минуты отдыха. Мы  очень уставали, просто валились с  ног. Но  когда после репетиций Дима заходил в  гримерную, чтобы поддержать меня, откуда-то находились  силы шутить и  смеяться!  А  вообще, спектакль обещает быть очень зрелищным, красивым, интересным и  насыщенным, где-то даже неожиданным, зрителей ждут интереснейшие режиссерские находки и  потрясающая музыка Римского-Корсакова!

«ЭТО НЕ  ТОТ РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ, ЗАКРЫВ ГЛАЗА, БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО  ЧЬЕЙ-ТО УКАЗКЕ В  ВЫБОРЕ АРТИСТОВ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» размышляют о  сегодняшней премьере Большого театра в  Москве.

Сергей Ходнев —  искусствовед, музыкальный критик, заведующий отделом культуры газеты «Коммерсантъ» (Москва):

—  Дмитрий Черняков не  ставил в  России с  конца 2011 года  — прошло почти девять  лет. За  это время у  него вышло несколько фантастических спектаклей на  разных сценах за  границей. Слава богу, они доступны в  записи, но  всегда приятно, когда человек, чья карьера начиналась в  России  — и  во  многом именно Большой театр стал трамплином для его нынешней мировой репутации  — возвращается в  Россию. Возвращается, чтобы поставить именно русскую оперу, причем одну из  страшно важных для оперной школы, рубежа конца XIX  — начала XX  веков.  Несмотря на  то, что сам сюжет о  Садко, как нам кажется, у  всех на  слуху, и  все его знают и  что-то слышали, исполняется эта опера достаточно редко. В  Большом театре «Садко» не  ставился с  80-х годов, что не  совсем справедливо. Это очень отрадно не  просто как новая театральная работа, но  и  как возвращение этой вещи в  полноценном масштабном исполнении, которое по  понятным причинам доступно у  нас не  на  каждой сцене. Не  каждому театру в  стране это по  плечу. 

Выступление Аиды Гарифуллиной у  многих вызывает большой интерес, потому что все слышали о  ее  европейских успехах, в  том числе, у  того  же Дмитрия Чернякова в  «Снегурочке». И  сам он  тепло отзывается об  Аиде как об  актрисе, исполнительнице. Это достаточно важно, потому что Черняков  — тот человек, который очень придирчиво относится к  выбору исполнителей, артистов, к  тому, что они показывают, как относятся к  тому, как он  работает. Это не  тот режиссер, который, закрыв глаза, будет действовать по  чьей-то указке в  выборе артистов. Поэтому увидеть Аиду воочию на  сцене Большого  — это один из  сюрпризов, который все ожидают. Наряду с  той  же Екатериной Семенчук, примой Мариинского театра, которая тоже на  сцене Большого еще не  пела.

Нияз Игламов —  театральный критик (Казань):

—  Любая постановка Дмитрия Чернякова в  России или где-то еще  — это событие как минимум в  оперном мире. Поскольку он  в  какой-то степени реформатор оперной режиссуры и  человек, пришедший в  музыкальный театр из  драмы  — хотя он  и  был там недолго  — мне кажется, что это событие, выходящее на  более широкий уровень, не  только музыкального театра. Моя знакомая сейчас работает ассистентом у  Чернякова на  этой постановке, и  рассказывает, какой это разбор. Он  к  нам приезжал на  фестиваль «Ремесло» в  качестве мастера, вел семинары, и  я  представляю себе, как это может быть. Дополнительный фактор  — Черняков давно не  ставил в  России. У  него были какие-то критические моменты по  отношению к  обстановке в  стране. Это не  связано ни  с  какой политикой, а  вопрос удобства и  неудобства, подготовленности и  неподготовленности российского зрителя. И  определенный накат на  него в  связи с  тем, что он  якобы ставит все с  ног на  голову, и  подобное в  этом ключе. Конечно, это не  очень хорошая атмосфера, но  думаю, это было преодолено за  прошедшие годы, и  сейчас он  с  удовольствием и  интересом ставит «Садко». Тем более, Римский-Корсаков  — это один из  его любимых композиторов.

Дебют Аиды Гарифуллиной интересен. Она наша землячка, одна из  надежд, становящаяся знаковой фигурой на  международной оперной сцене. Опера сегодня  — не  национальное искусство, а  наднациональное искусство. Вообще я  не  могу сказать, что большой ценитель именно вокала. Лично мне, конечно, больше интересно постановочное решение, то, как придуманы мизансцены, партнерские взаимоотношения, какова вообще режиссерская концепция, какая идея за  этим лежит.

Айрат Нигматуллин , Эльвира Вильданова
 
По теме
«Коллизия вердиевской оперы беспощадна: царь-нечестивец Набукко прощен и исцелен от безумия после обращения в иудейскую веру» - Бизнес Online «Набукко» на Шаляпинском фестивале – 2020: именитый итальянский певец не доехал до Казани Программка «Набукко» Верди — предпоследнего спектакля Шаляпинского-2020 — продавалась в фойе театра без обычной обязательной на

22.02.2020
В театре им. Камала состоялась премьера «Угасших звезд» Карима Тинчурина в постановке главного режиссера театра Фарида Бикчантаева (справа) - Бизнес Online Спустя почти 50 лет легендарная пьеса Карима Тинчурина вернулась на сцену Камаловского театра с 22-летней дебютанткой в главной роли Очередную премьеру сезона выдал в выходные театра им.

18.02.2020
12 февраля, накануне дня рождения Шаляпина, был показан «Борис Годунов» - Бизнес Online Как на Шаляпинском фестивале пытаются усвоить советскую имперскую культуру середины XX века до последней калории В мартовской афише Казанского театра оперы и балета в ряд красуются Максим Галкин,

15.02.2020
 
Оперная певица из Набережных Челнов Влада Боровко получила главные роли в двух спектаклях La traviata и La bohème, которые вошли в список февральских постановок лондонской Королевской оперы,

05.02.2020
3STlIlEF0V0 - Элита Татарстана 24 января 2020 года в отделе татарской литературы и краеведения Национальной библиотеки РТ в рамках универсального проекта «Театр Тинчурина+» прошла встреча с артистами Татарского государственного театра драмы и комедии

05.02.2020
 
 
Сегодня в Казани стартует XXXVIII Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина - Министерство культуры 31 января в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им.М.Джалиля спектаклем «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова откроется XXXVIII Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина.

31.01.2020
Дмитрий Стефанович - Бизнес Online Военный эксперт о том, к каким военным конфликтам готовится Россия и как политики «паразитируют» на ядерном сдерживании «Надо понимать, что если произойдет ядерная эскалация, НАТО ни в коем случае не сдаст назад»,
Бизнес Online
24.02.2020
Фото: отдел пропаганды ГИБДД - Челнинские Известия Тело доставлено в морг 23 февраля, в 22.40, на проспекте Сююмбике, напротив дома № 81А, 45-летний водитель автомобиля Chevrolet Lacetti, двигаясь со стороны улицы Татарстан в сторону Автозаводского проспекта,
Челнинские Известия
24.02.2020
Пожар произошел в селе Урмышла в Лениногорском районе Татарстана [фото] Алина ГАБДУЛИНА Пожар на улице Нагорная в селе Урмышла, что в Лениногорском районе, вспыхнул вечером 23 февраля.
24.02.2020 Комсомольская правда Казань
Такое сообщение получили челнинские пожарные В диспетчерскую МЧС по телефону 112 накануне, в 12 часов, поступило сообщение: «Горит крыша кафе!»   Как выяснили «Челнинские известия»,
24.02.2020 Челнинские Известия
bugevuge - Комсомольская правда Казань Актеры прожили в браке девять лет Ольга ЛИБГАРДТ Известие о разводе одной из самых красивых пар российского кино Павла Прилучного и Агаты Муцениеце стало неприятным сюрпризом как для коллег актеров, так и для их поклонников.
Комсомольская правда Казань
24.02.2020
Оксана Есипова А вы знали, что жевательную резинку изобрели именно в Германии?
Елабужский музей-заповедник
24.02.2020
День защитника Отечества 1675 — в подмосковном селе Преображенском, в «комедийной хоромине» царя Алексея Михайловича показан первый в России хореографический спектакль – «Балет об Орфее».
23.02.2020 Газета Республика Татарстан
Участников поприветствовали мэр города Наиль Магдеев и народный артист Республики Татарстан Салават Фатхетдинов В Набережных Челнах прошли зимние трековые автомобильные гонки на «Кубок Салавата-2020».
24.02.2020 Челнинские Известия
Футболист "Рубина", по всей вероятности, выбыл до конца сезона Владимир КРУПСКИЙ Полузащитник "Рубина" Дмитрий Тарасов поведал о своем состоянии после полученной на тренировке травмы .
24.02.2020 Комсомольская правда Казань
Прогноз погоды на 25 февраля для лениногорцев - Лениногорский район По сведениям Гидрометцентра РТ, утром и днем 25 февраля местами на территории  Республики Татарстан ожидаются: - сильный снег, мокрый снег, снежные заносы на дорогах - метель, гололед;
Лениногорский район
24.02.2020
Сегодня в Казани в здании Татарской филармонии состоялась траурная панихида по государственному советнику юстиции, бывшему прокурору Татарстана Кафилю Амирову - Бизнес Online Гражданская панихида по Кафилю Амирову собрала сотни человек. О «прокуроре-абые» «БИЗНЕС Online» рассказывают те, кто его знал Сегодня весь цвет политической и силовой элиты республики собрался,
Бизнес Online
24.02.2020
Президент Татарстана сообщил, что россиян, доставленных в Республиканскую инфекционную больницу Татарстана с лайнера Diamond Princess, обеспечат всем необходимым для прохождения карантина.
23.02.2020 Бугульминская газета