Московский международный конкурс чтецов Корана завершился накануне в Московской соборной мечети. Почему проиграл юный участник из Казани, что получил победитель конкурса и как в Москве переизобретают «Алтын Минбар» — в репортаже «Татар-информа».
«Выразить посыл аята произношением и интонацией»Всего на международный этап Московского конкурса хафизов прибыли чтецы из 31 страны, в том числе из Египта, Марокко, Алжира, Судана, Катара.
«С каждым годом конкурс приобретает все большее значение, становясь не просто платформой для соревнований в благом, но и уникальном событии, включающем культурные и духовно-просветительские мероприятия», — заявил накануне на закрытии конкурса главный муфтий России Равиль хазрат Гайнутдин .
Среди гостей мероприятия были руководители международных конкурсов Танзании, ОАЭ, Катара и Египта, а в числе судей — доктора коранических наук, знатоки Священного писания. Возглавил состав жюри имам-хатыб министерства вакуфов и исламских дел Катара Мухаммад Яхья аль-Тахир .
Судьи оценивали участников на протяжении двух дней. Главная сложность для конкурсантов состояла в том, что им необходимо было прочитать по памяти три отрывка из Корана, причем каждый отрывок выбирался наугад одним из судей. Чтецам нужно было только запомнить 600 страниц текста и безошибочно их воспроизвести одним из кираатов (способов прочтения Корана).
«Необходимо интонацией и произношением выразить посыл аята. Тот, кто может это объединить и передать, — тот выиграл. У каждого звука есть свои свойства. Свойства звуков арабского алфавита кардинально отличаются от других языков», — рассказал «Татар-информу» член счетной комиссии конкурса Ильяс хазрат Ильясов .
По его словам, всего кираатов десять. Все они различаются в части акцентов. Кирааты лишь дополняют смыслы Корана.
Российский участник, 16-летний казанский хафиз Ахмад Шахмамедов , знал все 10 кираатов уже к 10 годам.
Есть только один способ научить чтениюТак сложилось, что в исламе к этому искусству относятся весьма трепетно. Недостаточно выучить арабский, чтобы прочитать Коран, — искусному и красивому чтению можно научиться только повторяя за своим учителем.
«Другого способа научить чтению не существует. Между мной и Пророком — 32 человека, это называется цепочкой преемственности. Я знаю всех своих учителей. Когда я обучаю своего ученика, когда мой слух доволен и я доволен его этикетом, я свидетельствую, что ученик учился у меня, и я разрешаю ему преподавать», — рассказал Ильяс хазрат.
Подобные чтения превратились в конкурс еще в конце VII века. Первым, кто поощрял обучение детей, был Умар ибн аль-Хаттаб, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда и его тесть. В современном формате конкурсы впервые стали проводить в Малайзии в начале 1960-х годов. «Тогда появилась нужда в просветительской деятельности, донесении коранической картины мира», — пояснил Ильяс хазрат.
«Чтение Корана — это не только обучение. Ты показываешь, насколько ты предан Корану, насколько он становится смыслом твоей жизни. Цель конкурса — Коран должен стать стилем жизни. Когда ты живешь Кораном, ты попадаешь в другое измерение», — поделился хазрат.
Из чрева кита — в современный КатарХудожественным завершением конкурса стала театрализованная постановка «Сокровища Корана» с участием Рамиля Сабитова . Актер, известный своими ролями в боевиках, а также исполнением Муртазы в сериале «Зулейха открывает глаза», перевоплощается здесь в мудрого старца.
Вполне возможно, что значительная часть московских мусульман пришла в концертный зал «Космос» именно ради этой постановки. Художественное и музыкальное оформление, исполнение танцевальных номеров в религиозной коннотации действительно завораживают. Другая возможная причина — розыгрыш хаджа и умры от официального хадж-оператора в России.
Повествование разбито на пять блоков, каждый из них становился сценическим воплощением суры, которую в итоге исполнял хафиз. Иллюстрирует эти суры путешествие старого (Рамиль Сабитов) и молодого рыбаков ( Айдар Шарафетдин ) через море и время. В конце концов, когда позади остались бури, чрево кита и другие коранические препятствия, дорога приводит героев в современный Катар.
Однако настоящим финалом стало, конечно же, объявление имени победителя. Им стал ливийский хафиз Сухайб Мухаммад Абдулькарим Джибрииль .
Победитель проводит свободное время в бассейне и за игровой приставкойАбдулькариму 19 лет, он родился в городе Эль-Бейда, изучает и преподает коранические науки в университете. Свободное время, по собственному признанию, молодой хафиз любит проводить, занимаясь плаванием или за игровой приставкой. На конкурс он попал по приглашению министерства по делам религии Ливии. И не просто так — был победителем конкурса чтецов у себя на родине.
По словам Абдулькарима, участие в конкурсе придает ему уверенности в своих силах, а также дает возможность познакомиться с учеными-коранистами с мировым именем.
«Больше половины участников читали без ошибок», — удивился ливийский хафиз в разговоре с журналистами. Помимо высокой конкуренции, Абдулькарим также отметил уровень организации конкурса, который, по его словам, не уступал конкурсам чтецов в Дубае, Катаре, Кувейте и др.
Второе место занял чтец из Катара Абдульазиз Абдулла аль-Хамри , а третье досталось йеменцу Азизу Яхье Саиду Султану . Приз зрительских симпатий достался палестинскому чтецу Васиму Джадалле Салиму Абеду Самиру .
Казанцу Шахмамедову же не повезло получить всего один штрафной звонок во время выступления. В столь тесной борьбе этого оказалось достаточно, чтобы выбыть из гонки за призовые места. Тем не менее попадание в топ-10 — хорошее достижение для юного хафиза. В эти дни в Москве собрались действительно серьезные чтецы.
В этом году общий призовой фонд конкурса составил более 3 млн рублей, или около $30 тыс. Для сравнения: общий призовой фонд конкурса чтецов стран БРИКС, который прошел в Казани в июле этого года, составил около $15 тыс.
«Насколько стал испорчен этот мир!»Параллельно конкурсу в Московской соборной мечети прошла международная научно-практическая конференция под названием «Традиционные семейные ценности в условиях глобальных трансформаций», приуроченная к Году семьи в России. 7 ноября в конференц-зале мечети собрались отечественные и международные специалисты, включая представителей Катара, ОАЭ и Египта, имеющих опыт в сфере поддержки семьи.
«Кто бы мог подумать, что нам придется на уровне Конституции вводить понятие, что семья — это мужчина и женщина? Насколько стал испорчен этот мир, что нам пришлось на уровне наивысшего закона страны прописывать, что такое семья», — негодовала в ходе конференции первый заместитель Комитета Государственной Думы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая .
Результатом конференции должны стать «конкретные рекомендации» по укреплению института семьи, поддержке молодежи и усилению роли традиций в общественной жизни. В итоговой резолюции в качестве таковых были отмечены международный обмен опытом и сотрудничество в этой сфере, консолидация усилий тех сообществ, которые придерживаются традиционных взглядов на семью, а также напоминание о том, что традиционная семья является «важным фактором преемственности поколений».
«Эхо Казанского кинофестиваля»Также сегодня в Москве открылась недельная выставка «Мир Корана», которая рассказывает историю книги с момента ее ниспослания до наших дней. Экспозиция объединяет несколько интерактивных площадок для общения с исламской культурой через виртуальные путешествия и мастер-классы. В мастерской арабской каллиграфии посетители могут, например, заказать написание своего имени арабской вязью.
Кроме того, начиная с сегодняшнего дня, в конференц-зале Московской соборной мечети пройдет недельный показ фильмов в рамках «эха Казанского международного кинофестиваля “Алтын Минбар”». Помимо фестивальных кинолент гостям мечети покажут документальные фильмы из Катара.
«Это наш пробный камень. Попробовать, чтобы потом это стало традицией – встречаться в конференц-зале Московской соборной мечети, смотреть фильмы, знакомиться с интересными людьми, поднимать интересные темы, проводить выставки», — рассказал «Татар-информу» руководитель департамента культуры ДУМ РФ Ренат хазрат Абянов .
Видео автора