Человек, который не может жить без приключений

Человек, который не может жить без приключений
Человек, который не может жить без приключений
Человек, который не может жить без приключений
Человек, который не может жить без приключений
Человек, который не может жить без приключений
Фото: realnoevremya.ru

Нетипичная автобиография немецкого режиссера Вернера Херцога «Каждый за себя, а Бог против всех»

Фото: Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Вернер Херцог — один из величайших режиссеров своего поколения, к тому же удивительный писатель. Кажется, что за свои 80 лет он прожил не менее пяти жизней. В мемуарах «Каждый за себя, а Бог против всех» Херцог вспоминает свое детство, свои фильмы, свои приключения. Это фантастическое повествование и увлекательное чтение.

Когда Вернеру Херцогу было 13 лет, и он жил в Мюнхене, возник интерес к Богу. Раньше, когда он рос в баварских горах, этот вопрос не возникал. Его мать была атеисткой, как и его отец, который не принимал активного участия в воспитании и жил отдельно от семьи. Но однажды в Захранге местный пастор накричал на Вернера и его брата, назвал безбожниками и влепил старшему брату оплеуху. Позже в Мюнхене он «ощутил где-то внутри особого рода пустоту».

Нечто, лишавшее меня покоя, было как бы стремлением к трансцендентному, возвышающему.

В 14 лет Херцог крестился и получил конфирмацию. Этот акт его семья сочла странным. Таким образом, путь к вере для Вернера Херцога пролегал через собственную волю, которая довольно ярко проявляется в его невероятной жизни. И хотя позже он отступил от набожности, тяга к трансцендентному имела свои последствия. Об этом знает, любой, кто хоть раз смотрел фильмы немецкого режиссера.

Далекое эхо Бога, чего-то трансцендентного ощущается во многих моих фильмах. Сами названия, как я вижу теперь, нередко содержат такого рода отсылки: «Каждый за себя, а Бог против всех»; «Агирре, гнев божий»; «Бог и обремененные»; «Проповедь Гюи»; «Вера и валюта» и «Колокола из глубины», фильм о вере и суеверии в России. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Вернер Херцог — всемирно известный немецкий послевоенный кинорежиссер, получивший множество наград. Он снимал художественные и документальные фильмы и появлялся в качестве приглашенного гостя в американских сериалах. В какой-то момент он также начал ставить оперы, причем весьма успешно. А несколько лет назад проявил себя талантливым автором, опубликовав дневники «О хождении во льдах» и свой первый роман «Сумерки мира». Он также феноменальный чтец с гулким басом авиадвигателя. Но все эти достижения, работы, заслуги, как бы странно это ни звучало, второстепенны в мемуарах режиссера. Те, кто ожидает, что в этой книге их ждет путь через творческую деятельность и карьеру, окажутся разочарованными. Херцог говорит об ином и о другом: о своем внутреннем отношении к окружающему миру.

Рецензию на книгу Вернера Херцога «О хождении во льдах» читайте тут , а на роман «Сумерки мира» тут .

Мемуары «Каждый за себя, а Бог против всех» — это чрезвычайно сильные сцены и образы, переживания и судьбоносные моменты, которые Херцог представляет в 36 главах, обогащенных краткими размышлениями. Очевидно, он сам озадачен некоторыми переменами, которые произошли в жизни мальчика из Баварии и который уже несколько десятилетий живет в Калифорнии. Эти мемуары основаны на таких контрастах.

Динар Фатыхов/realnoevremya.ru

Из Захранга Херцог видел город Розенхайм, горящий под ночным градом бомб во время войны. А послевоенное детство он провел в деревне.

Наше детство словно бы проходило в древние времена. У нас не было проточной воды, и приходилось ходить с ведром к колодцу на улице, который зимой в сильные морозы часто замерзал. К дому был пристроен деревенский туалет — домик, внутри которого была обыкновенная деревянная доска с дырой в ней.

Телефона в деревне тоже не было. Первый телефонный звонок Херцог совершил, когда ему было 17 лет. Он рано испытал грубую физическую силу, опасность насилия. Во время ссоры из-за золотистого хомячка Херцог впал в ярость и ранил брата ножом. Это шокировало его, он испугался сам себя и демонов внутри себя.

Комната была залита кровью. Мой ужас перед самим собой потряс меня до глубины души. В мгновение ока я осознал, что должен измениться сейчас же, немедленно, а это означало строгую дисциплину. Это происшествие было слишком чудовищным. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Несмотря на эту дикую ситуацию, у Херцога на всю жизнь сохранились близкие отношения с братьями. В мемуарах кинорежиссер показывает читателю сложную семейную историю семейства Херцогов, а также любовные связи самого Вернера. Кровь и различного рода жизненные угрозы сопровождают его повсюду. Он постоянно и довольно резко рисует риски человеческого существования. Но в этих опасностях кроется невероятная любовь к жизни. Херцог трогательно описывает смерть английского писателя Брюса Чатвина, чьим рюкзаком он до сих пор пользуется.

В момент, когда его сознание прояснилось, сказал: «Вернер, ты должен взять мой рюкзак, будешь носить его вместо меня». Я ушел от него, а через несколько дней Элизабет отвезла его в больницу в Ницце, где он вскоре умер. <...> Этот рюкзак никакой не сувенир, я им пользуюсь. <...> он для меня дороже всего, чем я владею.

Опасности подстерегали Вернера Херцога на каждом шагу. Или, быть может, он сам их искал и шел туда, где велики риски для жизни. В его мемуарах есть тот, кто в джунглях Южной Америки чуть не погиб от стрел, попавших в горло. Или те, кого чуть не раздавили во время массового выступления в Африке, когда Херцог в качестве предупреждения выстрелил из винтовки в небо. А еще есть самолет в Перу, на который он не сел, и тот разбился, выжила только одна девушка. Смерть подстерегает повсюду. Тело всегда находится под угрозой, даже во время столкновения с австрийским актером Максимилианом Шеллом на футбольном матче во время Каннского кинофестиваля 1973 года. Этот экстремальный художник нуждается в физическом испытании, ощущении риска для своего творчества. После чего он снова и снова бродит по миру пешком.

Динар Фатыхов/realnoevremya.ru

Рискованной представлена не только жизнь Херцога, но и его проекты. Они всегда были на грани эмоционального или финансового краха. Кто бы выдержал съемки с немецким актером польского происхождения Клаусом Кински (известен своими психопатическими ролями), причем несколько раз подряд? Херцог яростно защищает свое сотрудничество с Кински, даже после обвинений и разоблачений в изнасиловании его сестры. Херцог выступает против требований изъять из обращения фильмы с Клаусом Кински:

Должны ли мы удалить из церквей и музеев картины Караваджо, потому что он был убийцей? <...> должны ли мы отбросить Ветхий Завет или хотя бы Моисеево Пятикнижие, потому что Моисей в юности убил человека?

Но, кроме этого, читатель видит Херцога жаждущего знаний. Не получив высшего образования, он активно занимается геометрией, космическими путешествиями, изучает труды математика Роджера Пенроуза и раннехристианские религиозные конфликты. Он читает книги и исследования в библиотеке Ватикана. Херцог одержим любопытством, он пытается узнать, какие методы когда-то использовались для установки обелисков в Риме.

По этим мемуарам можно понять особый пафос фильмов Вернера Херцога, которые за границей благосклонно воспринимались как очень немецкие, но иногда вызывали критику в Германии. Этот пафос не просто постановочный, он сформирован с религиозным рвением и создан из самих вещей — и в то же время подтвержден сумасшедшим сердцем, жаждущим приключений на протяжении всей жизни.

Издательство: Individuum
Перевод:
Ольга Асписова, Елизавета Соколова
Количество страниц: 384
Год:
2023
Возрастное ограничение:
18+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура» .

Екатерина Петрова
 
По теме
Суд назначил жителю республики наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на 3 года.
Регистрация в квартире может служить основанием фактического вступления в наследство - Реальное время Житель Москвы чуть не лишился квартиры из-за того, что не подал заявление о вступлении в наследство Фото: Динар Фатыхов Конституционный суд России признал, что факт регистрации наследника в квартире,
Реальное время
Лето будет жаркой - Камско-Устьинский район В этом году синоптики прогнозируют жаркое лето. Наш район с её уникальной природой все больше притягивает к себе туристов и гостей.
Камско-Устьинский район