Ренессанс жив, а мы еще нет: новый музыкальный театр под Казанью

Композитор Маноцков — автор, директор музея Силкин — «феодал-меценат», а лодка в роли лодки

В  минувшие выходные на  острове-граде Свияжске состоялась премьера полной версии оперной трилогии Александра Маноцкова. К  «Снам Иакова» (2017), получившим в  2019 году «Золотую маску», и  «Красному саду» (2018) добавилась финальная часть  — «Лодка». Маноцков в  шутку называет Свияжск «своим Байройтом»: но  самоирония самоиронией, а  цикл современных экспериментальных опер (будь даже все они камерные и  короткие) сейчас, как и  в  Италии в  XVII веке или Германии в  XIX, проще всего реализовать в  условиях патронажа. О  современной опере в  старинной ситуации специально для «БИЗНЕС Online», размышляют Анна Сокольская и  Энже Дусаева.

В  минувшие выходные на  острове-граде Свияжск состоялась премьера полной версии оперной трилогии Александра Маноцкова

Состояние потока

Ситуация напоминает ту, в  которой когда-то начиналась история оперного жанра: не  репертуарный театр, а  проекты, не  стабильное финансирование, а  гранты, не  институциональная система, а  деятельность конкретных людей (например, директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина или руководителя фонда развития исполнительского искусства и  молодежного оркестра «Сфорцандо» Данияра Соколова ). Денежные потоки разветвляются, крупные реки поддерживают жизнь в  полумертвом оперном театре. Но  и  игры разума придворных интеллектуалов (такими были и  первые в  истории оперные постановки) тоже подпитывает ручеек, в  целом все довольны. Косный струг, построенный специально для спектакля Павлом Тиняевым , конечно, не  чета по  стоимости декорациям Татарского академического оперного театра, зато штучной работы.

«Армия – Бурлак – Воля – Грех»: в  Свияжске составили новый словарь и  сыграли над обрывом

Проектный театр в  Казани и  окрестностях существует благодаря фонду «Живой город»  — это своего рода хаб, распределяющий ресурсы для театральных экспериментов, среди которых работы композитора Александра Маноцкова занимают заметное место (например, музыка к  перформансу Марины Давыдовой «Умаление мира» или сценическая оратория «Конец времен, или Деревянный рай»  — оба спектакля также были поставлены на  Свияжске). Чтобы оставаться современным, оперному театру сейчас нужно быть придворной, кружковой затеей, как в  далекие времена.

Тексты «Лодки» взяты из  одноименной «русской народной драмы» (лубочного представления по  мотивам песни «Вниз по  матушке по  Волге»  — такие действа в  XIX веке были в  ходу в  среде фабричных рабочих) и  русских народных песен

Русский коллективный Орфей

Тексты «Лодки» взяты из  одноименной «русской народной драмы» (лубочного представления по  мотивам песни «Вниз по  матушке по  Волге»  — такие действа в  XIX веке были в  ходу в  среде фабричных рабочих) и  русских народных песен. Маргинальный жанр прошлого передает здесь привет современной маргинальности: балаганная мистерия Маноцкова, похожая на  тряпичную куклу с  высокотехнологичной электронной начинкой, может ожить только в  пространстве острова с  его историческими контекстами, пейзажами и  запахом реки.

Впрочем, «народная музыкальная драма» не  так и  далека здесь от  dramma per musica (так называли авторы самые первые оперы). Спектакль вырастает из  песни, как когда-то опера выросла из  мадригала. Сверкающие осколочки, формулы и  атомы раннебарочной оперы и  русской песни прирастают друг к  другу: частушечные повторы легко и  естественно переходят в  старинные вариации, а  затем в  цитату из  «Плача нимфы» Монтеверди, словно одна структура усыновляет другую. Опера рождается, как ей  и  положено, из  человеческого тела: связки, мышцы, нервная система вырабатывают звуки, жесты и  реакции. И  это не  игра в  бисер и  не  цеховая шутка для музыкантского капустника: здесь нет цитат и  не-цитат, «своего» и  «чужого», зато есть правда происходящего здесь и  сейчас.

Музыка сливается с  пейзажем, а  спектакль разворачивается как иконописное повествование, плоское с  виду, но  включающее в  свою глубину зрителя

Корабль дураков

Акустическое колдовство, которым Маноцков владеет в  совершенстве, в  «Лодке» действует с  помощью ресурсов местной топографии и  навигации. Музыка сливается с  пейзажем, а  спектакль разворачивается как иконописное повествование, плоское с  виду, но  включающее в  свою глубину зрителя. Разбойники огибают зрительские ряды, в  финале поют в  мегафоны и  медленно уплывают на  струге; струнный квартет, играющий на  электроинструментах, перекликается с  аккордеоном и  валторной, звуковым «якорем» всего спектакля; Невеста и  Жених, как кукольные фигурки над ширмой, движутся вдоль причала.

Этот архаический и  одновременно эстетский театр  — кентавр историзма (Маноцков давно занимается фольклором  — в  прошлом он  участник ансамбля «Сирин» и  сейчас продолжает работать с  ансамблем «Элеон»), собственной композиторской техники и  экспериментальной постдраматической традиции. В  лабораторном формате свияжских проектов отрабатывается то, что потом сможет соответствовать столичным амбициям Казани (которой так необходимо быть европейски значимой и  оставаться при этом собой) и  врастет в  экосистему локальной идентичности.   

Для такого театра нужно место, которого  нет. Его можно создать например спектаклем  — и  это уже несколько лет происходит со  Свияжском

Гений пустого места

Для такого театра нужно место, которого  нет. Его можно создать например спектаклем  — и  это уже несколько лет происходит со  Свияжском. Остров, где некогда была основана крепость для взятия Казани, теперь стал территорией элитарных сезонных фестивалей и  лабораторий, испытательным полигоном разных эстетик, способов взаимодействия со  зрителем и  пространством. «Лодку» можно прочесть как барочную политическую аллегорию (с  похищенной и  поруганной Расеюшкой-Эвридикой) или как мистерию о  посмертных странствиях души, или с  помощью других аллюзий на  выбор зрителя, а  можно увидеть в  ней факт самопрезентации: у  нас делается передовое искусство европейского пошиба, но  с  лица необщим выраженьем.

Для того чтобы продавать свою идентичность как уникальный продукт, нужно ее  сначала выработать, и  это проще всего сделать в  рамках городского комьюнити. Это еще и  возможный путь к  перезапуску оперного жанра: бывшее элитарное искусство оперы снова, как в  старом добром XVII веке, стало массовым продуктом (и  не  всегда свежим). Пока академический театр пытается сохранить его в  прохладном месте, кураторы независимых проектов неторопливо выращивают своего зрителя: для него проводят открытые лекции, его привозят на  автобусах на  спектакли, включают в  постановки «Театра горожан». «Лодка»  — еще одно звено в  этом непрерывном процессе. 

«Я  не  режиссер, а  обезьяна с  гранатой»: Казань показалась в  Москве на  «Золотой маске»

Три части трилогии тоже растут одна из  другой: их  объединяет и  локация, и  исполнительский состав, и  идея погружения в  прошлое, и  сходство каждой из  опер с  частями «Божественной комедии», только в  ином порядке  — Рай, Ад, Чистилище.  Отхлестав зрителя документальными текстами в  пронзительно камерном « Иакове » и  уличном, площадном « Саде », Маноцков организует ему прощание с  оперой честь по  чести: сажает своих ушкуйников в  лодку и  отправляет плыть к  кладбищу на  другой стороне Волги. Впрочем, хоронить оперу рано  — сейчас, в  2021-м она еще толком и  не  родилась.

Анна Сокольская, Энже Дусаева

Фото: Алексей Белкин

Ещё новости о событии:

Ставший традиционным масштабный праздник «Свияжская уха» в заповеднике «Остров-град Свияжск» в этом году прошел почти в семейной обстановке — гастрономический фестиваль посетили около 1 тыс.
19:25 07.09.2021 ИА Татар-информ - Казань
На острове-град Свияжск @ostrov_sviyazhsk прошёл традиционный гастрономический фестиваль "Свияжская уха".
13:41 06.09.2021 Новости Зеленодольска - Зеленодольск
В минувшие выходные на острове-граде Свияжск состоялась премьера полной версии оперной трилогии Александра Маноцкова - Бизнес Online
Композитор Маноцков — автор, директор музея Силкин — «феодал-меценат», а лодка в роли лодки В минувшие выходные на острове-граде Свияжске состоялась премьера полной версии оперной трилогии Александра Маноцкова.
08:19 06.09.2021 Бизнес Online - Казань

Новости соседних регионов по теме:

В Марийском театре оперы и балета имени Э.Сапаева готовят очередную премьеру  - балет "Белый лебедь" на музыку известного российского композитора Рашида Калимуллина.
19:01 06.09.2021 Марийская правда - Йошкар-Ола
Гульнара Раянова В музее-заповеднике "Остров-град Свияжск" показали последнюю часть оперы петербургского композитора Александра Маноцкова Небольшой остров, находящийся при слиянии рек Свияги и Волги,
14:36 06.09.2021 Metro Петербург - Санкт-Петербург
Дворец культуры «Икар» приглашает всех ценителей русской песни на концерт Народного коллектива ансамбля народной песни «Морошка» и детского музыкального коллектива «Крутогоры» под руководством Елены Мартюшовой,
10:12 06.09.2021 Администрация г. Трёхгорный - Трехгорный
 
По теме
Сначала на экскурсию, потом на работу? - МЧС РТ Экскурсии в пожарную часть для детей дошкольного возраста – это увлекательное приключение, которое обязательно понравится каждому ребенку и запомнится надолго.
МЧС РТ
Фестиваль «Балкыш»: мечты сбываются - Моя газета. Татарстан Гала-концерт VIII Республиканского фестиваля самодеятельных исполните_лей среди ветеранов РТ «Балкыш» («Сияние») татарстанские старейшины, как всегда, ждали с нетерпением: за 10 лет его существования все уже привыкли,
Моя газета. Татарстан
Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова Республики Башкортостан - ИА Татар-информ Юбилейный тур по городам России Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова Республики Башкортостан с программой «Танцы народов мира» стартовал в воскресенье в Казани при аншлаге.
ИА Татар-информ