Гид по русскоязычной литературе XXI века

Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Гид по русскоязычной литературе XXI века
Фото: realnoevremya.ru

О чем пишут наши современники: автофикшн, хорроры и новая искренность

Фото: realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

Раз в месяц литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова совместно с представителем книжной индустрии составляют гиды по литературе разных стран и разных периодов. В этот раз фокус внимания на современной русскоязычной прозе. Вместе с главным редактором издательства «Альпина. Проза» Татьяной Соловьевой мы попытались разобраться и структурировать литературу, которую пишут наши современники на русском языке.

Куда ж без автофикшена

Книги в жанре автофикшн — это личный опыт автора, высокая степень документальности прозы, но выстроенной по законам художественной литературы, а не дневников или мемуаров. Может содержать вымышленные элементы и сюжетные линии. Автофикшн стал невероятно популярным в мире после выхода цикла из шести автобиографических романов норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора с провокационным названием «Моя борьба». Они выходили с 2009 по 2011 год. Русскоязычный автофикшн появился с публикацией в 2021 году романа Оксаны Васякиной «Рана».

О том, что такое автофикшн, читайте тут .

Оксана Васякина. «Роза», НЛО (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Роза» — завершающая часть автофикшн-трилогии о семье Оксаны Васякиной. В первой книге речь шла о матери, во второй — об отце, в центре третьей — история тетки Светланы, умершей от туберкулеза. В отличие от предыдущих романов, где свобода и путь были ключевыми, здесь ограниченность стенами квартиры, больницы и подъезда создает замкнутый мир. Сюжет касается стигмы и темы болезни. Через образ тети и события своей жизни Оксана Васякина освещает проблемы несогласия с общественными нормами и саморазрушения. Книга переосмысливает тему туберкулеза, вызывая страх и брезгливость, но одновременно служит формой протеста.

Светлана Олонцева. «Дислексия», «Поляндрия NoAge» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

В новом городе, среди учеников-подростков, бывшая новостная журналистка Саня пытается внести изменения в школьную систему. Шопер обещает «работу, которая изменит тебя и общество», но столкновение с реальностью провинциальной школы оказывается более сложным, чем предполагала Саня. Ребята громкие и буйные. Учителя без сил. Но на второй год что-то меняется. Перед лицом трудностей и собственных недостатков Саня исследует возможность изменить систему образования или, возможно, она сама претерпевает изменения. Это роман о школе, молодости, столкновении миров и поиске смысла в повседневности. Он вновь открывает двери в мир образования и личных перемен.

Марина Кочан. «Хорея», «Поляндрия NoAge» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

Роман «Хорея» Марины Кочан — глубокое, эмоционально сложное произведение о страхах, боли и беспомощности перед болезнью и смертью. Рассказчица, ожидая ребенка, сталкивается с неизвестностью своего генетического наследия, связанного с редкой болезнью. События тесно переплетаются с воспоминаниями о смерти отца, страдавшего от хореи Гентингтона. В романе тонко раскрывается тема детства, боли, чувства вины и поиска смысла в лице грядущего горя. Автор смело затрагивает темы терапии и самопознания. Марина Кочан создает произведение, которое вызывает смешанные, но глубокие эмоции у читателя.

Рецензию на роман Марины Кочан «Хорея» читайте тут .

Новая искренность поколения тридцатилетних

Современных тридцатилетних русскоязычных авторов еще называют «дети 90-х». В этот довольно сложный исторический период они были слишком юны, чтобы осознать происходившие события. Но атмосферу хаоса, нищеты, неуверенности в завтрашнем дне они впитали на эмоциональном уровне. И теперь она вырывается в виде художественных текстов, в которых современные тридцатилетние пытаются осмыслить опыт взросления в неспокойные 1990-е и жизни в современной России.

О новой искренности мы поговорили с писателем Ильей Мамаевым-Найлзом тут .

Вера Богданова. «Сезон отравленных плодов», «Редакция Елены Шубиной» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

Роман «Сезон отравленных плодов» проникает в атмосферу хаоса и страха, опустившегося на Россию в переломные моменты 1991 и 1993 годов. Отразив реальность того времени через призму семейных отношений, автор описывает, как люди выживали в условиях неопределенности и бесперспективности. Любовь главных героев Жени и Ильи сталкивается с трагическими обстоятельствами, осложняющими их отношения. Книга затрагивает темы насилия в семье и внутреннего конфликта между любовью и общественными ожиданиями. Автор тонко раскрывает персонажей, вплетая их в сложный пейзаж того времени и позволяя читателю почувствовать атмосферу тревожности и борьбы за выживание.

Дмитрий Захаров. «Средняя Эдда», «Редакция Елены Шубиной» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Средняя Эдда» — книга, которая смешивает сатиру и иронию, чтобы описать безобразие современности через призму героев и их защитной улыбки. В мире сотрудников «Конюшен» и их противников автор развивает скорость, с которой происходят события, охватывая их концентрированным потоком. Книга рисует портрет героев на фоне хаоса и борьбы за выживание, обнажая внутренний стержень, который формирует их жизненные сюжеты. Странные переходы и сжатость текста создают атмосферу тревожности, отражая тревожность современной жизни, где каждый читатель, вне зависимости от контекста, ощущает пульсацию времени и бесперспективность бытия.

Александра Шалашова. «Камни поют», «Альпина. Проза» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Камни поют» — роман Александры Шалашовой, погружающий в альтернативный мир нераспавшегося Советского Союза. В этом мире герои, переживая внутренний кризис, сталкиваются с Читателем, устройством нейрокоррекции, способным стереть воспоминания. В жанре антиутопии и с фантастическими элементами звучит тема цены доверия и того, кто заполняет пустоту одиночества. История Леши начинается с 1979 года и показывает нелинейность памяти, а также влияние взрослых на подростков. Книга касается темы утраты и бессилия перед стиранием важных воспоминаний, создавая смутную параллель с фильмом «Вечное сияние чистого разума».

Взрослые проблемы глазами ребенка

В современной литературе главными героями все чаще становятся дети, которые показывают свой особый взгляд на проблемы. Их видение может быть искренним, непредвзятым и порой даже философским. Часто детский взгляд еще не замутнен рутиной и предвзятыми убеждениями. Они способны увидеть взрослые проблемы с уникальной перспективы. В таких книгах мы видим, как дети воспринимают бурю эмоций, межличностные конфликты, финансовые трудности и даже политические вопросы. Они описывают сложные моменты с легкостью и в то же время с глубоким пониманием. Часто такие произведения становятся своего рода зеркалом для взрослых, заставляя нас переосмыслить собственные проблемы.

Хелена Побяржина. «Валсарб», «Альпина. Проза» (16+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Валсарб» Хелены Побяржиной — это художественное полотно, в котором переплетаются детали маленького белорусского городка и воспоминания девочки Хелены. Книга наполнена теплыми, ностальгическими воспоминаниями о детстве и деталями, придающими жизнь каждому моменту. Валсарб становится городом мертвых, с именами и историями на кладбище Браслава. Роман затрагивает темы времени, религии и уважения к прошлому. Все это переплетается с элементами взросления девочки и ее восприятием мира в сплетении временных пластов. В городе прошлого, настоящего и вневременного призраки становятся символами невысказанных слов и неоконченных судеб. «Валсарб» оставляет след в сердце читателя своей волшебной детской оптикой и особым взглядом на мир.

Саша Николаенко. «Муравьиный бог: реквием», «Редакция Елены Шубиной» (16+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Муравьиный бог: Реквием» Саши Николаенко — глубокий роман, написанный белым стихом, с острым взглядом на жизнь и смерть. Сложная структура и поэтический стиль создают насыщенное произведение, требующее внимания. Книга рассматривает любовь, разрушающую и спасающую, смерть и поиск ее смысла. В центре сюжета — белорусский дачный поселок и его обитатели, истории которых отражают масштаб всего мира. Роман оставляет неизгладимый след в сердце читателя, предостерегая от опасностей, связанных с детскими травмами и «неправильными» взрослыми, создавая красочный мозаичный портрет жизни и смерти.

Рагим Джафаров. «Сато», «Альпина. Проза» (16+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

В этой книге сюжет, где космический адмирал оказывается в теле ребенка, завораживает с первых строк. Роман пронизан глубокими психологическими моментами, подчеркивающими сложности взаимоотношений детей и взрослых. «Сато» раскрывает драму ребенка, который находится в центре поля боя в семейной войне. Автор слой за слоем с мастерством раскрывает мотивы и манипуляции запутанных семейных отношений. Книга, будучи смесью нон-фикшена и художественной литературы, захватывает внимание до последней страницы, подчеркивая нюансы воспитания и психологии.

«Децентрализация» литературной тематики

Москву и Санкт-Петербург все реже можно встретить в современной русскоязычной литературе как место действия событий. Современные авторы придерживаются принципа «пиши о том, что знаешь». Он находит отражение либо в предельно личных историях (автофикшн), либо в перенесении места действия в хорошо знакомый сеттинг. Так литературная карта России сильно расширилась за последние пару лет. Оксана Васякина рассказала об Усть-Илимске, Илья Мамаев-Найлз о Йошкар-Оле, Шамиль Идиатуллин о Набережных Челнах. И это далеко не все.

Об этом феномене мы говорили с Татьяной Соловьевой в одном из выпусков «Книжной полки» . Смотрите его тут .

Ислам Ханипаев. «Холодные глаза», «Альпина. Проза» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Холодные глаза» — детектив с социальной драмой, закрученный в атмосфере загадочного Дагестана. В маленьком горном селе происходит убийство отца и его трех дочерей. Молодой журналист случайно оказывается на месте преступления, втягивается в расследование и сталкивается с тайнами, растянутыми на десятилетия. Книга привлекает атмосферой Дагестана и контрастом между селом и городом. Автор, сохраняя интригу, играет с ожиданиями, внедряя многочисленные персональные истории. Слог автора и живой язык, включая многообразный сленг, придают произведению аутентичность. Книга предлагает захватывающий опыт для любителей детективов, увлекая своими яркими персонажами и острыми диалогами.

Василий Авченко. «Дальний Восток: иероглиф пространства», «Редакция Елены Шубиной» (16+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Дальний Восток: иероглиф пространства» Василия Авченко — погружение в историю и культуру этого региона. В книге можно найти неизвестные факты и взгляды автора на связь Дальнего Востока с остальной страной. С каждой главой открываются героические страницы, которые редко встречаются в официальной истории, а также неизвестные биографические эпизоды. Автор с любовью описывает подвиги и богатства Дальнего Востока, одновременно чувствуется печаль за его заброшенность сегодня. Книга представляет собой своеобразный путеводитель по региону с анализом его истории, культуры и современных достижений. Василий Авченко создает яркие образы и передает атмосферу каждого описанного места, заставляя читателя переосмыслить свое представление об этом крае.

Алексей Иванов. «Золото бунта», «Альпина. Проза» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«Золото Бунта» Алексея Иванова — захватывающий роман с элементами магии. Он воссоздает атмосферу конца XVIII века. Путешествие в прошлое через главного героя Остафия Перехода привлекает своей сложностью. Иванов исследует темы справедливости, любви и работы, демонстрируя сложность выбора. Роман погружает читателя в послевоенный период, раскрывая последствия восстания Пугачева и жизнь вдоль реки Чусовой. Следуя стремительному течению сюжета, читатель ощущает величие природы и сталкивается с мифами и реальностью, что делает книгу не только увлекательным произведением, но и историческим детективом.

Триллеры, хорроры и тру-крайм

Наконец жанровая литература стала не менее популярнее нежанровой. Большую роль в этом сыграла общая обстановка в стране. Для того чтобы найти точку стабильности в пугающей реальности, многим нужно вывернуть пугающее на максимум, чтобы, вынырнув из книги, почувствовать, что все не так плохо. Отсюда рост интереса к триллерам и хоррорам, часто использующим приемы тру-крайм, или тру-крайм как таковой.

О том, что такое тру-крайм, читайте тут .

Шамиль Идиатуллин. «До февраля», «Редакция Елены Шубиной» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

«До февраля» Шамиля Идиатуллина — уникальный триллер, переходящий границы жанра. В городке, напоминающем любой среднероссийский, воскрешается литературный журнал «Пламя». В его архиве обнаруживается загадочная рукопись о маньяке, внезапно вернувшемся в реальность. Аня, копаясь в тексте, сталкивается с темной стороной своего города, вовлекая читателя в психологическую драму героев, где не столько важен маньяк, сколько его влияние на их жизни. Идиатуллин раскрывает природу зла и психики, создавая тревожную атмосферу и заставляя читателя задуматься о прошлом, настоящем и темных уголках собственной души.

Саша Сулим. «Безлюдное место», «Альпина. Паблишер» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

Книга Саши Сулим, основанная на истории ангарского маньяка Михаила Попкова, не только раскрывает детали его ареста, но и сложного мира расследования. Автор обсуждает коррупцию в милиции, не обходя острых тем. Читатель погружается в работу следователей, в их размышления о мотивах убийцы и о происходивших преступлениях. Благодаря интервью с самим преступником и мнениям людей, которых коснулась трагедия, книга вызывает размышления о безразличии, чести, справедливости и других острых вопросах.

Исторический и псевдоисторический роман

Писатели — это люди рефлексирующие. Они остро переживают реальность, преобразуя свои мысли в текст. Но не всегда и даже редко когда автор в лоб высказывает свое видение мира. Он рассказывает историю, которая заставит читателя задуматься и самому сделать вывод. Сегодня современные русскоязычные писатели либо ищут параллели окружающей действительности в истории, либо пытаются понять, где истоки каких-то общественных процессов.

Леонид Юзефович. «Поход на Бар-Хото», «Редакция Елены Шубиной» (16+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

В романе «Поход на Бар-Хото» Леонида Юзефовича весна 1914 года становится кульминацией напряженных событий в Монголии, стремящейся к независимости. Китай и Россия борются за влияние, а крепость Бар-Хото становится символом этой борьбы. Русский офицер Солодовников вступает в этот конфликт, ведя читателя через вихри военных действий и любовных историй. Поход, казавшийся борьбой за свободу, оборачивается кровавой трагедией и предвестником Первой мировой войны. В мире, пронизанном светлой надеждой и бессмысленной болью, Юзефович создает произведение, которое не отпускает читателя и заставляет задуматься о смысле войны, любви и жизни.

Репортаж о презентации книги Леонида Юзефовича «Поход на Бар-Хото» в Казани читайте тут .

Оксана Кириллова. «Виланд», «Альпина. Проза» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

В романе «Виланд» Оксаны Кирилловой юность героя совпадает со взлетом НСДАП в Веймарской Германии. В этот период политических потрясений и нацистских идей герой Виланд фон Тилл переживает сложное отношение с отцом, сталкиваясь с растущими политическими разногласиями. Книга выделяет важный вопрос коллективной вины и личной ответственности в условиях моральной размытости. Через героя Кириллова затрагивает темы обыденности человеческого зла, показывая, что образование и развитие не всегда гарантируют гуманизм. Роман создает убедительный образ героя, сталкивающегося с моральными дилеммами и сложностями в период политических катастроф.

Ксения Буржская. «Пути сообщения», Inspiria (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

В романе два временных промежутка — 1937 год и 2045-й. Автор исследует сложности человеческих взаимоотношений и воздействие тотального контроля на общество. Отказ от мышления представлен как потеря человечности, будь то в сталинских доносах или в будущем, где искусственный интеллект управляет жизнями. Книга обладает поэтичностью и красотой, представляя технологический сбой как форму внутренней борьбы. Несмотря на современные темы, автор уникально подходит к аспектам любви и моральной ответственности, взывая к внутреннему человеческому конфликту в условиях внешних давлений и технологических изменений.

Книга Ксении Буржской «Пути сообщения» попадала в нашу рубрику «Книга недели» . Читайте материал тут .

Виктор Ремизов. «Вечная мерзлота», «Альпина. Проза» (18+) realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

Роман представляет две переплетающиеся истории любви и освещает темные страницы советской истории. Страшные аспекты человеческой природы раскрываются в мучительных фрагментах судеб, сталкиваясь с безжалостными проектами и планами. Во времена великих строек, которые начались по воле Сталина, реальность переплетается с романтическими идеями, выявляя иллюзорность замыслов и реальность практически бесплатной рабочей силы. В этой тьме возвышаются истории любви, трагически переплетающиеся через лагеря. Эти истории подчеркивают стойкость и надежду, несмотря на несправедливость и жуткие испытания главных героев.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура» .
Татьяна Соловьева
— главный редактор издательства «Альпина. Проза» и автор telegram-канала Gärten und Straßen .

Екатерина Петрова, Татьяна Соловьева
 
По теме
Как стало известно «БИЗНЕС Online», на 68-м году жизни скончался заслуженный художник России и Башкортостана, член Союза художников РФ и руководитель творческого объединения «Чингисхан» Василь Ханнанов .
В символичный день, 15 февраля, в день 35-летия со дня вывода войск из Афганистана, в Елабуге в торжественной обстановке состоялось открытие Музея воинской славы.
Профессор КФУ Ринат Бекметов о поэте афоризмов: на Западе и в России он популярнее, чем дома Еще в 2007 году Владимир Путин признавался, что супруга подарила ему книгу стихов Омара Хайяма,
«Гордость моей семьи», «Мой прадедушка участник войны», «Мужество случайным не бывает»… Эти проекты школьники Нижнекамска защищали в рамках регионального конкурса «Каймановские рубежи».
Наталья Берестова 22 февраля в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника впервые открылись сразу три выставки.
Историки переписали дату создания Казанского военного госпиталя - Реальное время Некоторые корпуса теперь датируются более ранним периодом, изменилось и название памятника Фото: Платонов Максим В Казани уточнили время возникновения и состав двух памятников: здания гарнизонного госпиталя,
Реальное время
Дети поздравили защитников Отечества - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье 18 февраля в детской воскресной школе «Радуга» при Свято-Вознесенском архиерейском подворье во всех возрастных группах прошли уроки, посвященные празднику — Дню защитника Отечества.
Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
​И в музыке – печаль минувших дней - Казанский репортер В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева завершилась камерная программа Шаляпинского фестиваля.
Казанский репортер