Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана

опера Борис Годунов - TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана - TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана - TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана - TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана - TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана - TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана - TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль — свод созвучий культурной жизни Татарстана - TatCenter.ru
Фото: tatcenter.ru

Улькяр Алиева, доктор искусствоведения, профессор  — о  галерее оперных персонажей Шаляпинского форума.

События

В  феврале Казань становится оперной столицей не  только России, но  и  оперным центром всего постсоветского пространства. Как отметил директор Большого театра Владимир Урин, Шаляпинский форум является старейшим и  солиднейшим российским оперным фестивалем, открывающим публике всю палитру оперного искусства: яркие постановки, запоминающиеся выступления российских и  зарубежных вокалистов.

Очередной, XXXVIII Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина открылся самой белькантовой оперой русского классического наследия,  — «Царской невестой» А.Н.Римского-Корсакова,  — в  аутентичной (и  по  месту, и  по  времени действия) постановке М. Панджавидзе, собрав в  течение двух вечеров в  едином спектакле вокалистов из  пяти стран.

Русская опера была также представлена такими оперными шедеврами, как «Пиковая дама» П.И.Чайковского в  оригинальном прочтении Ю. Александрова и  накануне дня рождения юбиляра  — Ф.И.Шаляпина  — была представлена народная драма «Борис Годунов» М. Мусоргского в  хрестоматийной постановке Леонида Баратова в  редакции М.Панджавидзе. Выбор оперы неслучаен: именно партия царственного мудреца и  преступника стала «визитной карточкой» великого певца  — уроженца Казани.

Оперы итальянских классиков из  разряда must have (обязательного репертуара) для каждого оперного форума и  must see (обязательного просмотра) для меломанов и  гостей фестиваля. В  режиссерском видении Ю. Александрова, опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини вполне вписывается в  формат косплей-постановки (костюмированной игры), точнее, косплей-дефиле, судя по  тому, сколько образов  — кинематографических и  национальных  — примеряют его персонажи на  протяжении всего спектакля. Слово «игра»  — ключевое по  отношению к  этой постановке. Эта игра в  оперу артистов, которые тонко чувствуют меру условности происходящего на  сцене, то  вживаясь в  маску персонажа, то  словно выглядывая из-за нее.

Оперы Дж. Верди были представлены знаковыми для его творчества оперными спектаклями. На  фестивале была представлена наполненная символико-аллегорическим смыслом опера «Набукко», принесшая композитору его первый успех, в  строго очерченной сценографической трактовке американского режиссера Е.Майзеля. Были представлены два шедевра «срединной триады»  — опера «Риголетто» в  оригинальном преломлении М. Панджавидзе, соединившем в  сценографии спектакля «перекличку эпох» (античную и  средневековую), и  «Трубадур» в  постановке Е. Майзеля, внедрившего два новых трансцендентальных образа-призрака,  — графа и  старой цыганки,  — призванных «скрепить» в  единое целое запутанный сюжет оперы: как, своего рода, «связующее звено» между прошлым (причина кровной мести) и  настоящим (его печальный итог).

Опера «Аида», ставшая не  только самым успешным коммерческим проектом, но  и  одним из  последним шедевров композитора, была представлена в  традиционном прочтении Ю. Александрова, в  полной мере погружающая зрителей в  ауру Древнего Египта и  строго следующая за  ремаркой самого композитора,  — семь сцен и  перемен декораций за  опускающимся занавесом, начиная с  колосса дворца фараона до  рокового камня (lа  fatal pietra), погребающем мечты влюбленных. Опера «Аида» стала знаковой и  для творчества последнего оперного классика Италии Дж. Пуччини, который, после просмотра «египетской» оперы своего великого предшественника, принял решение навсегда связать свою творческую карьеру с  этим музыкально-театральным жанром.

Голосовая палитра

Само творчество Дж. Пуччини было представлено концертным исполнением его самой известной «парижской» оперой,  — «Богема». Опера была исполнена не  в  виде традиционного, строго очерченного концерта, а  в  виде настоящего мини-спектакля, в  формате semi-stage (промежуточный формат между классическим концертом и  полноценной постановкой), с  картинками-инсталляциями, ставшими аналогами декоративного оформления. Данная концепция оперного представления была уже успешно апробирована на  Шаляпинском фестивале в  концертной версии «Порги и  Бесс» и  имеет важное преимущество: отсутствие организации сценического действия (когда вокалист держит под контролем все свои действия, чтобы воплотить замысел режиссера), не  отвлекает от  музыки и  оценки исполнительского мастерства всех занятых в  этот вечер вокалистов.

Как подчеркивают сами организаторы Шаляпинского фестиваля, Казанский Оперный Форум  — это фестиваль голосов. И  подлинным украшением нынешнего оперного форума стали не  маститые зарубежные исполнители, а  молодая примадонна театра Гульнора Гатина, которая поразила не  только голосом, пленяя как гладкостью, эластичностью линий в  партиях Марфы, Мими, Сююмбике, так и  трогательностью интерпретаций в  раскрытии образной характеристики своих героинь.

Айгуль Хисматуллина (Мариинский театр) в  партии жертвенной Джильды завораживала кристально-чистым и  нежным вокалом. Среди удач отметим красоту трепетного и, в  то  же время, полетного звука солистки татарского театра Венеры Протасовой в  партиях Марфы, Инес и  двойной партии Маши-Прилепы; довольно подвижную колоратуру Альфии Каримовой (Астана Опера) в  партии своенравной Розины; объемное украинское спинто Оксаны Крамаревой в  непростой партии Аиды; солистку Большого театра Анну Нечаеву в  партиях беззаветно влюбленных оперных аристократок Леоноры и  Лизы, а  также крепкое драмсопрано татарского театра Зои Церериной в  партии воинственной Абигайл и  колоритной Шинкарки.

Вновь приятно поразили басы: отметим, словно «вылепленные» из  цельного камня, образы царственного грешника Бориса Годунова, библейского праведника Захария и  беспощадного египетского инквизитора в  исполнении Михаила Казакова; колоритный образ Варлаама в  исполнении американского баса Михаила Светлова; двух украинских исполнителей-тезок: плотный и  стабильный бас Сергея Ковнира, позволивший украинскому исполнителю создать целую галерею разнохарактерных персонажей,  — вокальный образ «ока государева» Малюты Скуратова и  не  менее преданного вояки Феррандо, сентиментального Коллена и  степенного Пимена, а  также технически подвижный бас и  артистизм Сергея Магеры в  двух столь контрастных по  образному воплощениях образах,  — в  комической партии хитрого интригана Дона Базилио и  не  лишенного кодекса чести бандита Спарафучиле.

Среди баритонов прошедшего форума отметим белорусского исполнителя Станислава Трифонова партии раскаивающегося грешника Грязного; гибкую вокальную линию в  сочетании с  весьма примечательной внешностью со  стильной бородкой goatee питерского лирического баритона Владимира Целебровского, весьма органично смотревшегося в  партиях богемного художника Марселя и  князя Елецкого; убедительную трактовку Эвеза Абдуллы (Азербайджан-Германия) в  партии деспотичного графа ди  Луны; весьма подвижный вокал Владимира Мороза (Мариинский театр) в  искрометной партии «мастера на  все руки»  — Фигаро; силу звука одесского баритона Алексея Жмуденко в  партии непримиримого вождя эфиопов и  его соотечественника Геннадия Ващенко в  партии пережившего катарсис правителя Вавилона, а  также красивый тембр голоса и  мягкое звучание во  всех регистрах молодого баритона татарского театра Артура Исламова в  партии Кошчака.

Для всех мировых оперных подмостков актуальны не  только дефицит теноров с  приличным верхами, но  и  меццо-сопрано с  низкими обертонами. И  если, благодаря выступлениям на  фестивале замечательных спинто  — солиста Мариинки Ахмеда Агади, до  сих пор радующего казанскую публику красивым, пластичным тембром голоса в  партиях Манрико, Радамеса, Ивана Грозного и  египетского исполнителя Рагаа Эльдин Морси  — в  партии Рудольфа; лирических теноров  — Сергея Семишкура (Мариинский театра)  — в  партиях Лыкова, Самозванца и  Алексея Татаринцева (Московский театр «Новая опера» им.  Е.В.Колобова)  — в  партиях Альмавивы и  Герцога; крепкий драмтенор Стасика Николая Ерохина  — в  партии озадаченного тайной трех карт Германа смотрелись весьма достойно, то  удручающее впечатление  — в  виде промежуточных сопрановых голосов (верхи слышались гораздо отчетливее, чем насыщенные грудные тона)  — оставили меццо. Пожалуй, самое яркое впечатление по  выразительности интерпретации оставила меццо Мариинки Екатерина Сергеева в  партии отвергнутой Любаши.

Нельзя не  отметить и  труд маэстро Рената Салаватова, Марко Боэми, Василия Валитова, Стефано Романи, а  также работу главного хормейстера театра Любови Дразиной. Профессионализму и  стабильности каждого выступления оркестра и  хора театра могут позавидовать именитые оперные театральные и  фестивальные подмостки.

Завершающий аккорд

Завершающим аккордом нынешнего Шаляпинского форума стала новая опера «Сююмбике» Р. Ахияровой  — настоящее музыкально-историческое полотно, раскрывающее драму легендарной ханбике. В  плане музыкальной составляющей композитор крупными «мазками» обрисовывает массовые сцены («Прощание Сююмбике с  Казанью», «Царский пир») и  тонкой кистью прорабатывает музыкальную характеристику каждого персонажа (Кошчака, Ивана Грозного, Анастасии, Шигалея).

И  все  же, наиболее яркую портретную характеристику получает образ титульной героини, которая, по  ходу сценичного развития, раскрывается как правительница, женщина и  несчастная мать, разлученная с  малолетним сыном. Основная образная концепция нового оперного спектакля в  постановке Ю. Александрова  — политические интриганы, у  которых всегда руки по  локоть в  крови и  в  играх которых нет места женщине, сердце которой наполнено любовью. Однако, именно это чувство увековечивает героиню,  — возносит во  «Врата небес», которые она призывает в  первой арии и  которые только в  финале открывают героине путь в  вечность.

Вместо предисловия

«Если хотите узнать, как страна управляется и  какова ее  нравственность, прислушайтесь к  ее  музыке». Эти слова Конфуция  — прекрасный ответ скептикам, сомневающимся в  целесообразности проведения музыкально-театральных форумов академической музыки.

Шаляпинский фестиваль  — это возможность для татарской публики познать направления и  развитие творческой мысли признанных классиков как прошлого, так и  настоящего. Все постановки были настолько заряжены внутренней энергией, что создавалось ощущение, что каждый вечер, проведенный в  стенах Татарского театра оперы и  балета  — это не  красота отдельного аккорда-спектакля, с  их  самодовлеющим звучанием, а  целый свод созвучий, гармонично вплетающийся в  многоцветие всей оперной палитры как прошедшего форума, так и  культурной жизни столицы Татарстана.

 
По теме
Весь культурный мир республики вновь будет с завистью смотреть на Татарский театр оперы и балета им. Джалиля, годом ранее получивший 60% от щедрого грантового пирога — 205,8 млн из 339 млн рублей - Бизнес Online На что театр им. Джалиля потратит новые сотни миллионов рублей, щедро пришедшие из республиканского бюджета Почти 350 млн рублей грантовой поддержки от президента РТ получат сразу 8 культурных учреждений республики,

08.03.2020
Ильдар Абдразаков: «Много ли больших талантов среди молодежи? А много их и быть не может, но те, кто подает большие надежды, есть. Их надо слышать, вытаскивать, подбирать им правильный репертуар» - Бизнес Online Всемирно известный бас не участвует в спектаклях с выпадами против России, уверен, что опере нужны споры, и знает о своих татарских корнях На этой неделе завершился оперный «Абдразаков-фест»,

29.02.2020
 
12 февраля, накануне дня рождения Шаляпина, был показан «Борис Годунов» - Бизнес Online Как на Шаляпинском фестивале пытаются усвоить советскую имперскую культуру середины XX века до последней калории В мартовской афише Казанского театра оперы и балета в ряд красуются Максим Галкин,

15.02.2020
 
Вместо новой постановки зрителям была предложена концертная версия «Богемы» Джакомо Пуччини - Бизнес Online Сергей Буланов во время концертного исполнения шедевра Пуччини не дождался «великолепного чуда театра», но порадовался за Гульнору Гатину В этом году Шаляпинский фестиваль решительно отказался и от традиционного гала-концерта,

06.02.2020
Спектакль «Собачье сердце» стал победителем XVII Фестиваля театров малых городов России Стало известно, что спектакль театра «Мастеровые» будет представлен в столице 20 апреля.

05.02.2020
 
Оперная певица из Набережных Челнов Влада Боровко получила главные роли в двух спектаклях La traviata и La bohème, которые вошли в список февральских постановок лондонской Королевской оперы,

05.02.2020
СМИ: ​Троих офицеров ФСБ уволили за съемку видео из служебного кабинета - Бизнес Online Троих офицеров службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ России уволили по итогам служебной проверки, проведенной после инцидента со стрельбой у здания ведомства в Москве в декабре 2019 года.
Бизнес Online
02.04.2020
«Свадебный переполох» в работах художников разных поколений - Елабужский музей-заповедник Людмила Пахомова «Свадебный переполох» — так была названа тема XIV Международного арт-симпозиума по современному искусству, проходившему в Елабужском государственном музее-заповеднике летом прошлого года.
Елабужский музей-заповедник
02.04.2020
Как развивалась культура республики в последние сто лет   Авторы и исполнители первой татарской оперы «Сания» (1925 год).
01.04.2020 Газета Республика Татарстан
Булат Саляхов мечтает съездить на Алтай Лауреатом театральной премии Министерства культуры РТ  «Тантана-2020» («Триумф -2020»)  в номинации «Честь и достоинство» стал народный  артист РТ Булат Саляхов.
02.04.2020 Челнинские Известия
волонтеры - Газета Республика Татарстан     Во всех 85 субъектах России, в том числе в Татарстане, открыты волонтёрские центры «Единой России», где уже работают более 61 тысячи активистов.
Газета Республика Татарстан
01.04.2020
25_n1718919_big - Елабужский район Сельхозпроизводителям необходимо проводить своевременную дезинфекцию предприятий АПК и обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты Об этом сообщил сегодня министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на з
Елабужский район
02.04.2020
Основная цель проекта – привлечение людей всех возрастов к занятиям физкультурой и спортом в домашних условиях в период карантина вместе с профессиональными спортсменами.
02.04.2020 Бугульминская газета
Полиция Казани задержала изготовителей поддельных разрешений на передвижения - ТРК Татарстан-Новый век Справки продавали по цене от 1000 до 2000 за штуку. Три факта незаконной деятельности по изготовлению и реализации справок о трудоустройстве, дающих право на передвижение по городу Казани,
ТРК Татарстан-Новый век
02.04.2020
МЫ ЦЕНИМ КАЖДОГО - Бугульминская газета К сотрудникам, переведенным на особый режим, обратился генеральный директор Компании Наиль Маганов.
Бугульминская газета
01.04.2020
В Прокуратуре РТ разъяснили порядок выдачи справок работодателя, которые выдаются в республике во время действия режима самоизоляции, за их незаконное использование грозит наказание вплоть до уголовного.
01.04.2020 Вечерняя Казань
волонтеры - Газета Республика Татарстан     Во всех 85 субъектах России, в том числе в Татарстане, открыты волонтёрские центры «Единой России», где уже работают более 61 тысячи активистов.
Газета Республика Татарстан
01.04.2020
Вирусолог научил, как легко и просто отличить коронавирус от ангины и гриппа - Челнинские Известия У COVID-19 есть особые симптомы Врач-инфекционист, кандидат медицинских наук Тимур Бессараб входит в состав оперативного штаба по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом.
Челнинские Известия
31.03.2020
  Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан в результате оперативно-розыскных мероприятий выявили три факта незаконной деятельности по изготовлению и реал
02.04.2020 Газета Республика Татарстан
Также рассматривается вариант его переноса на менее знаменательную дату. Запланированный на 9 мая парад по случаю 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне может пройти без зрителей, сообщает РБК со ссылкой на источники.
02.04.2020 ТРК Татарстан-Новый век