«Не как по всему миру»: пять итогов самого скандального Шаляпинского фестиваля

Подмоченная репутация и здание театра им. Джалиля, отсутствие татарских опер и «немая» подруга Папы Римского. Часть 8-я

Не  самым лучшим образом стартовали мероприятия, приуроченные к  150-летию Казанской оперы, которое будет отмечаться весь  год. На  Шаляпинском фестивале со  спорным визитом появился Валерий Гергиев, коммунальная мини-катастрофа сорвала спектакль, а  призванная на  роль главной примы певица откровенно плохо пела. Впрочем, ждать каких-то изменений в  театре им.  Джалиля, который 43 года возглавляет Рауфаль Мухаметзянов, не  приходится. Итог увиденного на  фестивале, завершившемся в  конце минувшей недели, в  материале «БИЗНЕС Online».

1. Самый скандальный Шаляпинский фестиваль в истории

Удивительно, но 42-й международный оперный фестиваль им. Шаляпина оказался богат на самые разнообразные скандальные истории, ставшие поводом для обсуждения в медиа того, как и чем живет сегодня ТГАТОиБ им. Джалиля. Причем диапазон этих событий впечатляет — от дискуссии вокруг творческих и этических итогов появления Валерия Гергиева за дирижерским пультом в день премьеры «Жизни за царя» до прорыва трубы, устроившего потоп в здании казанской оперы и отменившего фестивальный спектакль «Турандот». Известный анекдот про «всю систему надо менять» приходит на ум сам собой, но власти республики, в том числе, отвечающие за культуру, предпочитают ничего не замечать.

Впрочем, и в прошлые годы были всякие инциденты, вроде изгнания тенора Хачатура Бадаляна , чей рост не устроил директора театра Рауфаля Мухаметзянова , или появления в афише неизвестных, обычно итальянских певцов, чья вокальная форма оказывалась таковой, что даже не позволяла их выпустить на сцену.

Но именно на 43-й год беспрецедентного директорства Мухаметзянова (находящегося у руля театра с 1981-го) та самая система, выстроенная им почти за полвека, начинает давать сбои. И вот уже в оперном мире России обсуждают не очередное гениальное дирижирование нынешнего руководителя Большого и Мариинского театров, а то насколько было оправдано появление Гергиева в Казани за день до премьеры нового спектакля, с двух репетиций ворвавшегося в проект, который готовил в качестве музыкального руководителя маэстро Андрей Аниханов .

В дополнение к этому ситуация обнажила и особенности кадровой политики театра им. Джалиля, а именно отношение к солистам. Ведущий бас Мариинки Станислав Трофимов у себя в соцсетях написал, что за пару недель до начала Шаляпинского фестиваля с его агентом связывались из столицы РТ и звали спеть Ивана Сусанина. То есть, в казанской опере буквально до самой премьеры «Жизни за царя» искали солиста на главную партию, имеющего опыт работы с этой партитурой вместе с Гергиевым. И пусть у певца будет минимум репетиций, и он едва сможет выучить все мизансцены… Хотя в самом ТГАТОиБ эту партию готовил Михаил Казаков , который в итоге и вытащил на себе оба премьерных спектакля.

Однако на этом обсуждение внутренней кухни театра не закончилось, и даже вылилось в смелую дискуссию двух его сотрудников. Но к этой теме мы еще вернемся.

2. Не «фестиваль голосов», а фестиваль одних и тех же голосов

Привычная режиссерская вторичность оперных спектаклей в театре им. Джалиля, прячущаяся за масштабные декорации и видеотехнологии, традиционно объясняется тем, что в Казани делают ставку на приглашенных вокалистов, а сам Шаляпин-фест — это «фестиваль голосов». И, правда, история форума помнит появление здесь и Артура Эйзена, и Ирины Архиповой, и Марии Биешу, и Дмитрия Хворостовского. Вот только всех их уже нет в живых, а звезды подобного уровня сейчас в казанской афише отсутствуют.

Пожалуй, на Шаляпинском-2024 был только один артист, который здесь и сейчас делает блестящую международную карьеру — это баритон Владислав Сулимский , в прошлом году он пел заглавную партию в «Макбете» на Зальцбургском фестивале. В Казань его смогли «выписать» на второстепенную роль Амонасро в «Аиде». Кстати, а среди женских голосов самым звездным можно назвать солистку Мариинки, уроженку Челнов и выпускницу Казанской консерватории Айгуль Хисматуллину , которая участвовала в прекрасном концерте камерной музыки в рамках параллельной программы фестиваля. Когда-то она не приглянулась на прослушиваниях директору Мухаметзянову, а в сезоне 2024-2025 споет Царицу ночи в Метрополитен-опера, оперном доме № 1 в мире.

Интересно, что в этом году, по сути, в афише нет имен, которые бы были новыми для театра им. Джалиля. Зато по полной эксплуатируют «старичков». Тот же Казаков, еще один выпускник Казанской консерватории, ставший солистом Большого театра еще в 2001-м, пел 5 названий из 9 представленных на фестивале: Иван Сусанин в «Жизни за царя», Годунов в «Борисе Годунове», Рамфис в «Аиде», Гремин в «Евгении Онегине», Базилио в «Севильском цирюльнике». 58-летний тенор Ахмед Агади , поющий в Казани даже дольше, чем Владимир Путин управляет РФ, вышел в «Паяцах» и «Тоске». И так далее.

Наконец, следующий момент. В целом ряде репертуарных спектаклей театра им. Джалиля, а их и показывают на Шаляпинском фестивале, довольно стабильный состав солистов. В «Борисе Годунове», «Паяцах», «Севильском цирюльнике» и др. он почти не меняется, будь-то фестивальный показ или текущий. Но тогда не совсем понятно, почему в феврале цены на билеты взлетают почти в два раза, достигая 4-5 тыс. за место в партере. Очевидно, что здесь дирекция театра ставит на известный тезис «публика — дура».

3. Первые лауреаты Шаляпинской премии — редактор им. Москвы и «морж» из Казани

Еще одно событие, которое чиновники от культуры преподносили как большое достижение, но на самом деле лишний раз обнажившее проблемы, которые есть в этой отрасли. На фестивале состоялось награждение первых лауреатов республиканской Шаляпинской премии для молодых (от 18 до 35 лет) артистов за достижения в области музыкального и вокального искусства. Лауреатами стали 35-летний Айдар Сулейманов и 34-летний Ирек Фаттахов . Однако их карьеры лишний раз показывают, как непросто бывает в Татарстане талантам академического вокала.

Сулейманов — известный в республике артист, когда-то он представлял республику на «Тюрквидении», регулярно участвует в фестивале «Yзгәреш җиле», пел на сцене оперного театра в мюзикле «Алтын Казан». Вот только сейчас он уехал в Москву, где является редактором музыкальных программ НТВ, пусть и участвуя в вокальных телепроектах, но, по сути, так и не став востребованным певцом со своей программой и регулярными гастролями.

Фаттахов — бас из труппы театра им. Джалиля. На старте Шаляпинского фестиваля он спел Русского воина в «Жизни за царя» и Коллена в концертной версии «Богемы». А по поводу награждения премией СМИ с гордостью написали, что артист еще споет Ротного в «Евгении Онегине» и Ризничего в «Тоске». Вот только все это, кроме Коллена (у этого второстепенного героя хотя бы есть крохотные сольные номера), абсолютно «моржовые» партии, состоящие из пары фраз. Не самый выигрышный репертуар для перспективного баса и действующего владельца престижной награды. Зато демонстрирующий отношение к собственным кадрам в театре им. Джалиля.

Только Гульнора Гатина за последние годы сумела по-настоящему растопить сердце директора Мухаметзянова. При этом Артур Исламов , скорее вопреки, чем благодаря, стал главным открытием фестиваля 2024 года. Эффектный баритон за последнее время сильно прибавил в мастерстве, продемонстрировав отменное владение вокальными стилями и регистрами, и тонкое чувство камерной музыки. За месяц он появился в казанской «Богеме» и в программе классического романса (оба вечера, к слову, стали лучшими событиями форума из увиденных корреспондентами «БИЗНЕС Online»). Очень хвалили солиста и за Сильвио в «Паяцах». А вот в «Севильском цирюльнике» предпочли казаха Эмиля Сакавова , хотя в партии Фигаро с его техникой и актерской харизмой Исламов великолепен, что уже доказал на премьере спектакля в прошлом году.

Одновременно некоторых жемчужин академической сцены в ТАГТОиБ и вовсе не замечают. Например, Эльзу Исламову обладательницу мощного сопрано и чуткого интерпретатора слова. На камерном вечере фестиваля она возвела в ранг оперных сцен «Детскую» Мусоргского, как мастер крупной формы раскрылась на прошлогодней премьере оперы Миляуши Хайруллиной «Кави — Сарвар», но на минувшем фестивале оперных партий не получила. Получается, при недостатке кадров в театре им. Джалиля, готовая певица, лауреат престижных конкурсов в России и Китае, фактически остается без театральной карьеры.

Надо ли говорить, что и татарских опер на Шаляпинском фестивале-2024 не было.

4. Профанация вместо создания полноценной оперной труппы

Вопрос создания настоящей оперной труппы, способной решать серьезные художественные задачи, в Казани уже давно перезрел. Да, модель работы исключительно с приглашенными певцами была эффективна в силу комплекса причин в 1980-е-1990-е годы. Но и прошедший форум лишний раз доказал сомнительность этой системы в нынешних реалиях существования театра им. Джалиля. Сегодня для полноценной жизни ТАГТОиБ необходима новая модель, которая будет опираться на ресурсы собственной труппы. В идеале это должен быть постоянный штат разноплановых артистов, которые живут и работают в Казани. Только в этих условиях театр сможет поднять на достойный исполнительский уровень репертуарные спектакли и обеспечить качество будущих премьер.

Своя труппа даст артистам возможность полноценного вхождения в спектакль — погружения в режиссерскую концепцию, осмысления ее связей с музыкальной партитурой, инкрустации образов в конкретную сценографию, акцента персональных достоинств с помощью костюмов и света. Все это в разной мере страдало на спектаклях минувшего форума, где от пламенных характеров «Тоски» остались бледные тени, в нежно-юном антураже «Онегина» Татьяна и Ленский выглядели «пожившими бойцами», а тесные туалеты «Аиды», сидевшие на гастролерах впритык, утяжеляли их силуэты.

Также постоянный штат позволит решить технические проблемы исполнения, которые остро стояли на прошедшем фестивале. Неточности в интонации («Тоска»), звуковой дисбаланс в ансамблях («Аида»), отсутствие контакта с хором (московская «Богема»), «несинхрон» солистов и оркестра («Жизнь за царя») — все это следствие нехватки репетиций, которых в ТАГТОиБ с приглашенными артистами, как правило, одна-две.

Полноценная труппа поможет добиться от участников спектаклей стилистического единства в исполнении, наладить необходимую «химию» между солистами, которой на спектаклях Шаляпин-феста было не так много, а также создать более тесный контакт артистов с руководством театра, повысив продуктивность труда. Находясь внутри коллектива, проще понять его художественную политику, вектор развития и подстроить работу под конкретные задачи. Ну, и конечно, даже средняя по размерам труппа дает подстраховку в виде равноценной замены солиста на случай непредвиденных обстоятельств — болезни или отъезда. Благо, возможность создать оперную труппу в Казани сейчас есть: рассчитывать можно не только на молодых талантов, которых ежегодно поставляет Казанская консерватория и Институт культуры, но и на уже сформировавшихся певцов.

Возможно, что те же вопросы руководству театра им. Джалиля задают и учредители из министерства культуры РТ. Но в ответ в ТГАТОиБ занимаются откровенной профанацией. «1 марта 2024 года в состав оперной труппы Татарского академического государственного театра имени Мусы Джалиля вошли две новые солистки — Светлана Касьян и Екатерина Сергеева. Обе певицы знакомы казанской публике — ранее они неоднократно выступали в спектаклях театра как приглашенные артистки», — гласит новость на сайте казанской оперы.

Так вот, по сути, это обман. Ничего в отношениях Светланы Касьян (ей мы посвятим отдельный пункт) и Екатерины Сергеевой с театром им. Джалиля не изменится. Сергеева остается в труппе Мариинского театра и также продолжит приезжать в Казань, чтобы петь партии для меццо-сопрано в «Царской невесте», «Евгении Онегине», «Сююмбике», «Жизни за царя». Касьян тоже, очевидно, не будет появляться в столице РТ на длительный репетиционный период, только приезжать на спектакли два-три раза за сезон. Зато гонорары певиц, перешедших в штат, теперь не будут отражаться в отдельных контрактах на сайте госзакупок, ведь не секрет, что зарплаты оперной Казани вызывают у коллег из мира культуры зависть, а порой даже недоумение. Как тут не напомнить, что за несостоявшийся из-за потопа спектакль «Турандот» театр им. Джалиля тем не менее заплатил 1,2 млн рублей гонораров солистам и дирижеру.

5. Дары Ватикана: Светлана Касьян — спорное приобретение Шаляпинского фестиваля и театра им. Джалиля

И в качестве вишенки на торте — вышеупомянутая новая солистка театра им. Джалиля Касьян. «БИЗНЕС Online» в своем тексте, предварявшем Шаляпинский фестиваль, справедливо заметил, что именно из нее будут делать первую звезду форума. Даже на нашу редакционную почту приходило предложение от агентов о том, чтобы сделать интервью. В итоге сразу несколько развернутых материалов в казанских СМИ. А как же с пением?

С этим оказалось намного сложнее. Впрочем, Касьян оказалась дамой решительной и после статьи о ее провале в фестивальной «Аиде» в интервью давнему партнеру театра им. Джалиля «Вечерней Казани» обрушилась на «БИЗНЕС Online»: «В одном казанском издании гадость про мое исполнение партии Аиды написали, дескать, и голос мой не подходит, и не слышно меня… Верди в гробу, наверное, переворачивается! Критикам местного разлива не мешало бы почитать внимательно рукопись его партитуры, что и для какого голоса он написал… Я, конечно, знаю людей, которые кормятся тем, что профессионально „мочат“ артистов. Но тут случай какой-то уж совсем безнадежный, клинический. Если ты оканчивал консерваторию, то так писать стыдно!»

А еще Касьян называет свой голос уникальным и рассказывает, что ей рукоплещет весь мир. Хотя, по большому счету, в послужном списке певицы нет ни одного из топовых оперных театров мира. Максимум, Римская опера или фестиваль Арена ди Верона, да и то несколько нет назад. Нынче ее западные ангажементы ограничиваются Белфастом, Бонном или Дюссельдорфом. А это примерно тоже самое, как если бы немецкий певец рассказывал на родине, что покорил Россию, выступив в оперных театрах Петрозаводска и Йошкар-Олы.

Зато артистка много рассказывает о своем личном знакомстве с Папой Римским Франциском . Ее так и именуют — дама ордена Святого Сильвестра, сам понтифик ей вручил эту награду. Все дело в том, что муж артистки Леонид Севастьянов — глава Всемирного союза староверов, входит в ближний круг Франциска. Правда, какое это имеет отношение к качеству пения Касьян — непонятно.

А еще новая солистка театра им. Джалиля успела публично подискутировать в соцсетях с виолончелистом местного оркестра, заслуженным артистом РТ Маратом Гильмутдиновым . Он сообщил, что Касьян на репетициях перед спектаклями «Аида» и «Тоска», где пела титульные партии, молчала. «Вы предлагаете два дня подряд петь Тоску в голос?.. Ни одна нормальная певица каждый день в голос Тоску петь не будет!» — парировала певица.

«Извините, но вы обе репетиции не издали ни звука, — продолжил Гильмутдинов. — Соответственно на „Аиде“ (спектакле) у нас была полнейшая проблема коммуникации с Вами и Вашей невероятной свободой в темпоритме ( то есть Касьян постоянно не попадала в ритм, прим. ред. ). Так профессионалы не работают».

Ну, а дальше собеседники раскрыли тем, кому это было неизвестно, тонкости рабочего процесса в театре им. Джалиля. Касьян посетовала, что ей к тому же еще за день нужно было выучить по-режиссерски спектакль, который обычно «репетируют месяц, а то и два». «Как Вы собираетесь у нас работать, если у нас всегда репетиции за день до спектакля, — ответил Гильмутдинов. — Не как по всему миру».

Читайте также:

  • «Неприемлемо этически»: ради Гергиева в Казани дирижера выгнали с премьеры «Жизни за царя». Часть 1-я
  • «Несинхрон» с маэстро Гергиевым: как открывали Шаляпинский фестиваль. Часть 2-я
  • «Шаляпин-фест» с человеческим лицом: звезда Мариинки из Челнов, песни ребенка и пляски смерти. Часть 3-я
  • Дутая «Богема» в Казани: стоят ли «моржи» из Большого театра 5 миллионов? Часть 4-я
  • «Козни» Ватикана в Казани: как подруга папы римского и звезда Maxim провалилась в «Аиде». Часть 5-я
  • Когда rubato ведет к разладу: что не так с казанским «Евгением Онегиным»? Часть 6-я
  • Энергосберегающая «Тоска»: как шедевр Пуччини стал в Казани оперной рутиной. Часть 7-я
  • Айрат Нигматуллин , Анастасия Попова Фото на анонсе: республика21век.рф

    Новости соседних регионов по теме:

    В Хабаровском краевом театре кукол состоится премьера спектакля "Мертвые души", основанного на произведении Н.В.
    16:51 06.03.2024 Министерство культуры - Хабаровск
    В Самарском театре оперы и балета с середины марта по 7 апреля пройдет фестиваль "Славянский дом" (12+).
    17:31 05.03.2024 Губерния ТВ - Самара
    Зрителям представят оперу «Царская невеста», симфонический и камерный концерты В Тихвине 22 и 23 марта, на родине Николая Андреевича Римского-Корсакова, состоятся первые события в рамках масштабного фестиваля «Гений места».
    17:12 05.03.2024 Общая газета - ЛенОбласть
    Артисты Донецкой муздрамы выступили перед южноуральской публикой Артисты Донецкой муздрамы впервые стали участниками Международного театрального фестиваля-лаборатории спектаклей малых форм «Человек театра» в Челябинске.
    16:03 05.03.2024 Donetsk-News.Ru - Донецк
    Невероятная игра актеров, красивейшая музыка, завораживающее исполнение оперных партий.
    19:16 05.03.2024 ТВН - Новокузнецк
    В Сторожевском сельском доме культуры прошел гала-концерт солистов Саратовского академического театра оперы и балета.
    10:31 05.03.2024 Татищевский район - Татищево
    Театр «У Моста» 14 и 15 марта покажет мистический триллер «Вий» вечером Подписаться в Telegram В рамках фестиваля «Март.контакт» Пермский театр «У Моста» покажет для посетителей спектакль «Вий» (12+).
    10:31 05.03.2024 Про Город Пермь - Пермь
    На ближайших выходных, 9 и 10 марта, в Самаре состоится премьера спектакля “Король Лир” в исполнении труппы театра “Город”.
    15:30 04.03.2024 ProGorodSamara.Ru - Самара
    2 марта Вячеслав Лавренчук - воспитанник руководителя Народного театра Ольги Тарлаковой стал Лауреатом II степени в Международном конкурсе-фестивале "Колыбель России" в номинации "Художественное слово".
    14:25 04.03.2024 Администрация г. Гусь-Хрустальный - Гусь-Хрустальный
    В Центре народного творчества состоялась премьера спектакля «Моя жена – робот» в исполнении народного театра «Внутри», которым руководит опытный режиссер Сергей Анчутин.
    10:48 04.03.2024 Администрация Саянска - Саянск
    5 марта в 15:00 Балкарский театр приглашает вас на премьеру театрализованного концерта "Мир театра".
    13:20 04.03.2024 Vestikbr.Ru - Нальчик
    Международный фестиваль оперного искусства "Славянский дом" представляет оперу "Пиковая дама" Петра Чайковского.
    11:19 04.03.2024 Волга Ньюс - Самара
     
    По теме
    Наталья Павлова выступит с ГОНИ РТ, поет партии «высшего положения» у Гергиева и открывала Всемирный фестиваль молодежи «Все героини приходят ко мне вовремя», — признается оперная певица Наталья Павлова.
    Зажигательная программа оставила море ярких впечатлений. Субботний вечер Менделеевцев скрасила зажигательная концертная программа фольклорных ансамблей и коллективов Дворца Культуры имени Сергея Гассара.
    Советский и российский певец, композитор, продюсер, народный артист России Олег Газманов во время своего выступления на IX Московском молодежном форуме «Мост Москва – Татарстан» обещал в будущем поприветствовать участник
    Марина Гончарук На прошлой неделе в Музее уездной медицины им. В.М. Бехтерева Елабужского государственного музея-заповедника состоялась встреча участников информационно-оздоровительного проекта «Прогулка с врачом»,
    Он состоится в зале торжеств Дворца культуры 13 апреля в 16:00. «Дружба и братство дороже богатства» : под таким названием пройдет сегодня новый отчетный концерт фольклорных коллективов Дворца культуры имени С. Гассара.
    Самые интересные культурные события недели — в афише «БИЗНЕС Online» (12–14 апреля) По случаю Дня космонавтики на казанских площадках наблюдается повышенная концентрация звезд разного калибра и жанра.
      Информация о конкурсных номинациях: Принять участие во всех специальных номинациях премии «Дай пять!», а также, в голосовании может любой желающий в возрасте от 8 до 18 лет, проживающий на территории России.
    От имени Президента Российской Федерации Владимира Путина , мэра города Наиля Магдеева поздравления с 95-летним юбилеем получила ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла Миннигуль Халиуловна Кагарманова .