Алина Сосновская: «Увидев гроб на выставке, кто-то будет смеяться, кто-то испугается»

Эксперт open call «Свои» о передовом национальном искусстве, конце эпохи NFT и хитах на новой выставке «БИЗОNа»

Сегодня в  галерее «БИЗОN» искусствовед Алина Сосновская выступит с  лекцией «Современное искусство  — это не  только Бэнкси: главные имена и  большие деньги». Она расскажет, кого из  современных художников нужно знать, почему их  искусство столько стоит, как стать успешным автором, а также даст советы, как начать свою коллекцию искусства, если в  кармане всего 5  тыс. рублей. Летом Сосновская вошла в  экспертный совет open call «Свои», который был объявлен галереей. В интервью «БИЗНЕС Online» — подробный путеводитель по  выставке, которая объединила работы финалистов: как реагировать, увидев гроб в  центре зала, что символизирует дерево из  советских ковров и  косметички из  полимерной глины и  есть  ли будущее у  татарского орнамента в  жанре digital  art.

«Нам было важно понять, кто из  участников  open  call  «свой»

—  Алина, минувшим летом галерея «БИЗО N » провела  open   call   «Свои» для молодых художников, а  накануне открылась выставка, объединившая работы финалистов. Вы  входили в  экспертный совет проекта. Как оцениваете результаты отбора?

—  Я  вдохновлена тем, что происходит. Когда команда «БИЗОNа» впервые рассказала мне о  задумке, была счастлива, это очень важная инициатива. Многие авторы из  разных городов России следят за  выставочной работой галереи и, наверняка, мечтают однажды в  ней выставиться. А  open call открывает широкие перспективы и  для молодых художников, и  для галереи, которая, в  частности, нацелена на  поиск новых имен.

Кто такая Алина Сосновская?

Алина Сосновская   — российский искусствовед, куратор и  арт-менеджер. Обучалась в  Сибирском федеральном университете на  искусствоведческом факультете и  в  магистратуре РАНХиГС по  специальности «управление в  арт-бизнесе».

В  творческом багаже Сосновской больше 10 выставок, где она выступала в  роли куратора, в  том числе в  московской ASKERY Gallery, а  также лекции и  20 научных статей об  искусстве. Также Алина провела кинофестиваль и  была одним из  организаторов 34-й музейной ночи в  центре «Площадь мира». Минувшей весной под кураторством Сосновской в  галерее «БИЗОN» прошла выставка «Я  рядом. Яратам».

Благодаря проекту «Свои» я  открыла для себя новых авторов из  Татарстана. Художники очень разноплановые, нацеленные на  работу с  совершенно разными медиумами. Порадовало, что сразу несколько казанских авторов отправили на  open call видео-арт, работы очень высокого качества.

Я  не  первый раз занимаюсь отбором художников и  работ для выставочного проекта, и  вообще отсматривать художников и  оценивать перспективность  — моя работа. Но  я  впервые выступила экспертом на  open call и  благодарна «БИЗОNу» за  приглашение.

—  «Свои» собрали 165 заявок от  живописцев, графиков,  didital -художников и  скульпторов и  члены жюри отметили разнообразием стилей, техник и  концепций. Как в  этих условиях эксперты выбирали победителей? На  что обращали внимание именно вы?

—  У  нас были четкие критерии, которые я  помогала разработать команде галереи перед запуском проекта: узнаваемый художественный язык, оригинальность работ и  отсутствие плагиата, наличие художественного образования, перспективность (темп) развития  — исходя из  cv  и  биографии автора, и  коллекционная привлекательность. Коллекционную привлекательность я  рассматривала не  столько с  позиции своего вкуса (купила  бы я  эту работу в  коллекцию или нет), сколько с  позиции успехов и  перспектив художника: есть  ли у  автора персональные выставки, как часто он  участвует в  групповых проектах, выставлялись  ли его работы в  музеях или фондах, в  каких коллекциях находятся работы, были  ли коллаборации, публикации и  т.  д.  Условно, если у  художника в  2011 году была одна выставка и  сейчас он  пришел на  open call, то  его коллекционная привлекательность низкая. А  если у  художника каждый год проходит персональная выставка и  минимум 4-5 групповых, работы показаны на  ярмарках,  — коллекционная привлекательность его работ высокая. Так я  понимаю, что художник действительно занимается своей карьерой и  на  его искусство есть спрос, который потенциально может расти.

Конечно, искусство всегда сложно оценивать, особенно если помнить о  том, что все мы  люди и  часто смотрим на  вещи субъективно. И  все  же, в  таких проектах я  всегда стараюсь выставлять оценки честно и  искренне. Мы  оставили в  оценочном листе графу для комментариев и  там я  могла позволить себе ремарки в  духе: «Катя классная!» ( речь о  финалистке проекта Екатерине Афониной   —   прим. ред. ) или «Прорастание» видела на  днях в  «Зотове», очень хороша!» ( речь об  инсталляции «Прорастание» Радмилы Мигулиной,   финалистки проекта    прим. ред. ). Иногда смотришь на  произведения искусства, погружаешься в  их  атмосферу и  хочется приблизиться к  автору, повзаимодействовать с  ним, даже элементарно обсудить работы и  поделиться мыслями. На  многое обращаешь внимание, исходя из  своего мировоззрения и  контекстов, в  которые погружен. Многие художники были мне знакомы, с  кем-то я  работала, с  кем-то общалась и  обсуждала творчество, были и  те, чьи работы встречались мне на  выставках.

Особенно круто, конечно, было видеть заявки тех художников, чьи работы я  уже видела и  не  проходила мимо  — значит они меня тронули, запомнились и  для меня это галочка о  том, что будет здорово вместе поработать.

—  Какие недостатки в  работах мешали им  получить высокую оценку?

—  Среди заявок, которые отбирала я, не  было ни  одного «плохого» портфолио. Все работы были достойными, и  среди тех, кто не  вышел в  финал, есть много интересных художников. Считаю, что open call прошел на  хорошем уровне. Немного расстроили грамматические ошибки в  портфолио. Здесь могу только посоветовать художникам перечитывать документы перед отправкой. Многие эксперты, как и  я, обращают на  это внимание.

Некоторые участники получили низкие баллы за  узнаваемый художественный язык. Я  в  комментарии так и  писала: манера/техника, например, напоминает Дэвида Хокни; были и  те, кто писал, вдохновляясь российскими художниками, например, работами Якова Хомича или Никиты Чернорицкого. Для меня это значит, что художник еще не  нашел свой визуальный язык, свой стиль  — сейчас найти его все сложнее, потому что художников много, у  всех есть доступ в  интернет и  многие авторы друг у  друга немножко «воруют». Я  всегда советую придерживаться завета Остина Клеона, автора книги «Воруй как художник»: «Не  нужно быть гением, достаточно быть самим собой». Во-первых, гении часто не  признаны. А  во-вторых, когда художник не  притворяется и  поднимает важные для себя темы, вокруг собираются люди, которым они откликаются. Главное  — говорить (то  есть писать, делать скульптуры, видео-арт и  т.  д.) искренне и  донести до  публики свой замысел. Тогда работа обязательно найдет своего зрителя и, впоследствии, коллекционера.

—  Всегда  ли выработанной системой оценки было удобно пользоваться? Ведь некоторые талантливые авторы могут не  иметь профильного образования или еще не  успеть обрести популярность среди коллекционеров.

—  У  нас еще была отдельная графа с  комментариями экспертов: в  ней мы  писали, на  кого из  авторов стоит обратить внимание. Для меня первые два критерия  — узнаваемый художественный язык и  оригинальность работ  — были основополагающими. Коллекционная привлекательность тоже, но  она складывается из  множества факторов. А  когда видишь супервторичную работу, понимаешь, что она не  интересна и  это не  то, о  чем хочется говорить в  рамках open call «Свои». Нам было важно понять кто из  участников «свой», найти авторов, чье искусство совпадает с  ценностями галереи.

Касаемо профильного образования,  — сегодня оно не  максимально необходимо для художника, но  все  же важно. Образование расширяет кругозор и  совершенствует технику, а  еще включает тебя в  контекст современного искусства; художник с  профильным образованием пользуется большим доверием (читай  — спросом) у  коллекционеров. Есть и  талантливые самородки, чье искусство хочется продвигать и  показывать людям, но  их  единицы. Как правило, художественное образование дает базу, ставит технику и  учит работать с  материалом, а  еще грамотно цитировать (создавать отсылки, метафорично зашифровывать смыслы), выбирать темы и  образы, «лишая» художника желания копировать; кроме того, как я  уже говорила, образование включает в  контекст и  дает возможность работать с  экспертами и  наставниками. Все-таки я  думаю, что современному художнику, который всерьез решил построить карьеру в  искусстве, важно получить базу и  образование в  сфере современного искусства.

И  в  формате «Совпадение? —  Не  думаю»: все наши финалисты имеют художественное образование. Кто-то учился в  МАРХИ, как Анна Мельниченко. Кто-то окончил художественную школу и  несколько частных курсов, как Елизавета Пугачева…

«Большинство произведений оставляли приятное послевкусие»

—  Другой член экспертного совета      искусствовед, лауреат Тукаевской премии Розалина Шагеева отметила, что работы в  заявках неожиданно носят позитивный посыл. При этом раньше преобладали хтонь и  мрак по  большей степени. Вы  чувствуете эти перемены в  творчестве молодых художников? Почему так поменялся вектор по-вашему?

—  Большинство произведений все равно оставляли приятное послевкусие. То, что в  такой сложный период рождаются светлые произведения  — показатель своеобразного ухода от  реальности. В  искусстве есть два типа художников. Первые открыто говорят о  своих переживаниях, акцентируют внимание на  том, что происходит здесь и  сейчас. Другие, наоборот, стремятся уйти от  действительности через искусство. Кто-то придумывает свои миры и  населяет их  фантастическими обитателями, максимально дистанцируясь от  внешнего мира. Кто-то уходит в  абстракцию и  так пытается уравновесить ситуацию, другие выбирают преимущественно яркие краски. Это своеобразная рефлексия, терапия и  для себя, и  для зрителя. Видимо, она вызвана тем, что нам важно смотреть на  происходящее под разными углами. Можно постоянно думать о  том, что все плохо, мир стал другим и  нам нет места в  этом новом мире. А  можно верить, что жизнь продолжается и  в  новом мире мы  будем по-другому себя реализовывать.

—  Яркая участница  open   call     москвичка Радмила Мигулина. Она впечатлила инсталляцией «Прорастание» в  виде гигантского дерева, которую теперь можно увидеть в  «БИЗО N е». Композиция, объединившая советский ковер, мох, бисер и  свет, демонстрирует нам, как   прошлое стало нашим будущим. В  этой работе  больше трагической неизбежности или надежды на  позитивные перемены? И  как в  ней автор ведет диалог с  художниками-конструктивистами?

—  «Прорастание» -—дипломная работа Радмилы, впервые представленная в  июне на  выставке «Балки, колонны и  самоиндефикация» в  московском центре «Зотов». В  ней художница действительно обращается к  эпохе конструктивизма как времени создания новой культуры и  художественного языка. В  описании к  проекту она пишет, что «конструктивисты творили в  самые темные годы ХХ  века и  создавали образ прекрасного будущего, логичного и  унифицированного». Это призрачное будущее, в  которое никто не  успел попасть  — надежда на  уровне ощущения, которая в  итоге растворяется.

Мне очень откликается, что Радмила для этого высказывания выбирает ковер, объединяющий три ныне живущих поколения  — наших бабушек и  дедушек, родителей и  нас. Для меня он, с  одной стороны, символизирует тепло и  уют, с  другой  — пережиток прошлого. Мы  словно застряли в  определенном периоде времени и  не  движемся вперед, что-то мешает нам это сделать. Интересно, что корни дерева тоже сделаны из  ковра, а  ветки уже из  пластика. Здесь есть связь с  ручным, кропотливым трудом и  при этом выход на  нечто технологичное, но  совершенно неосвоенное. Ветки как будто не  обладают никакой функцией, хотя и  напоминают современные антенны. Автор словно намекает на  то, что мы  не  умеем использовать современные инструменты. Также не  могу не  отметить глаз, который лежит в  расщелине и  подсматривает за  нами. Тут две точки зрения: камеры, которые видят все, что с  нами происходит (социальные сети, в  которых мы  сами открыто демонстрируем свою жизнь, камеры видеонаблюдения, которые способны распознать человека, занесенного в  «базу данных») и  те  самые соседи (стереотипные бабушки на  скамейке), которые про тебя знают все.

—  На  выставке представлен новый арт-объект Мигулиной «Корпус». Это гроб, из  которого тянутся провода наушников. Как вы  думаете, какую реакцию может вызвать этот экспонат?

—  Самую разную. Кто-то будет смеяться, кто-то испугается, для кого-то этот объект так и  останется непонятным. Кто-то подойдет к  «изучению» со  всей ответственностью. Лично мне очень любопытно взглянуть на  новый объект Радмилы. Все мы  рано или поздно окажемся «по  ту  сторону», интересно поразмышлять что нас там ждет, как мы  будем взаимодействовать с  потусторонним миром и  что останется после  нас. В  каждой культуре есть свое понимание о  том, что будет после смерти  — на  какой лодке ты  поедешь дальше, как тебя похоронят, что ты  будешь чувствовать. В  ассоциативной связке с  этой работой у  меня всплывает, помимо прочего, книга Анны Борисовой ( псевдоним известного автора Григория Чхартишвили (Бориса Акунина)   прим. ред. ) «Там», в  которой описываются представления о  смерти, она вторит тезису «Воздастся каждому по  вере его».

«Ценность видео-арта в  России будет расти, возможно, не  так быстро, как  бы нам всем этого хотелось»

—  В  заявках были представлены и  видеоинсталляции, но, как известно, российский рынок видео-арта слабо развит. Как вы  думаете, какие у  него перспективы и  есть  ли шанс у  авторов, которые обращаются к  этому жанру, прославиться и  найти своих коллекционеров?

—  Это большая проблема, так как многие коллекционеры не  до  конца понимают, как «собирать» видео-арт. В  связи с  этим возникает много забавных шуток про то, как художники передают коллекционерам не  только флешки, но  и  телевизор. Я  думаю, что ценность видео-арта в  России будет расти, возможно, не  так быстро, как  бы нам всем этого хотелось. Сейчас мы  живем в  мире, где подрастают дети с  клиповым мышлением, нас окружают экраны, видеокамеры. Мы  много времени проводим в  телефонах и  компьютерах, погружаемся в  виртуальную реальность все глубже, и  это сказывается на  искусстве.

Помимо видео-арта сейчас активно развивается и  диджитал-арт, работы создаются с  помощью искусственного интеллекта. Я  уверена, что они найдут своих коллекционеров. В  моей коллекции нет видео-арта, но  я  всегда с  большим интересом слежу за  AES+F (группа авторов: Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и  Владимир Фридкес) и  давно мечтаю приобрести их  работы. Для меня АЕС-ЭФ-ы —лучшее, что сегодня есть в  видео-арте.

При этом, к  слову, есть ощущение что рынок NFT остался в  прошлом. Многие рассматривали его как инвестицию, но  остались лишь с  виртуальным искусством, не  успев вовремя его продать. Все это непросто предсказывать и  просчитывать.

—  Выпускница Лондонского университета искусств Валерия Витвицкая представила на  open   call   автобиографический проект «Рука художницы»  — серию керамических объектов в  виде женских кистей  рук. Насколько ярко в  ней прочитывается история творческого становления художницы?

—  Валерия в  целом любит работать с  цветом, у  нее есть работы, выполненные в  красных, черных, розовых тонах. Мне особенно запомнилась серия Holy Mushrooms, где она работает с  синим и  золотым. К  слову, эта серия стала для меня ее  визитной карточкой. Серия «Рука художницы», которая представлена на  выставке в  Казани  —  история   про инструмент, который создает искусство. Руки находятся в  раскрытом, напряженном положении, всегда готовые к  действию, а  ведь Валерия керамист и  свои произведения создает непосредственно руками, вылепливая каждую деталь; творчество для нее    нечто максимально тактильное.

—  Первое образование Витвицкой связано с  арт-менеджментом и  галерейным бизнесом. Насколько полезными для молодых художников могут быть знания в  этой области?

—  Они, безусловно, нужны. Когда занимаешься только творчеством, то  не  до  конца понимаешь, как работает арт-рынок. В  некоторых университетах художников вводят в  курс дела на  рынке, но  редко углубляются в  процессы. А  ведь грамотно выстроить механизм продажи работ и  коммуникацию с  коллекционером очень важно. Часто просто нужно уметь правильно заполнить документы, найти гранты и  open call-ы, выгодно представив себя в  них. К  слову, многие художники сегодня самостоятельно пополняют свои знания в  этой сфере, изучая арт-менеджмент, берут консультации, другие нанимают менеджеров и  занимаются лишь творчеством.

—  Еще одна участница выставки  — Полина Арутюнова представила живописный диптих «Спящие»: она изобразила уснувших подростков с  современными гаджетами. А  художница Екатерина Афонина в  серии работ «Красота продается» из  полимерной глины в  виде косметичек рассуждает о  том, как женственность в  эпоху потребления коммерциализируется. Чем вас привлекают эти работы и  идеологический посыл художниц?

—  В  «Спящих» хочется отметить, как Полина расставляет акценты: размытый, однотонный фон и  четко прорисованные портреты, рельефная кожа, детализация джойстика и  айпада. Арутюнова подсвечивает то, что важно сегодня для человека. Сновидческая составляющая, присутствующая и  в  названии, и  в  образах, отсылает к  рассуждениям о  сакральном смысле сна, о  погружении в  бессознательное и  о  том, как бессознательное связано с  проявленностью в  виртуальном пространстве: в  игре, социальных сетях.

Косметичка в  представлении Кати Афониной    это и  предмет, ассоциирующийся с  женственностью, и  продукт, который ее  «дарит». Для меня  же это серия о  травмах человека, связанных с  его восприятием себя, желанием стать привлекательнее и  стремлением иллюзорно подчеркнуть свои достоинства через косметику, спрятав за  ней свою реальную внешность и  суть.

«Итоговая выставка представляет срез российского современного искусства в  его прекрасном проявлении»

—  В  целом оцените ситуацию с  современными молодыми художниками в  России. И  много  ли талантливых, профессиональных мастеров, вопреки стереотипам, работают за  пределами Москвы и  Петербурга?

—  Как широка и  необъятна наша страна! И, безусловно, ее  культурная жизнь не  базируется только в  двух столицах. Многие художники съезжаются сюда из  разных регионов, многие престижные художественные вузы и  уж  тем более образовательные программы по  современному искусству, эксперты сосредоточены в  Москве и  Петербурге, и  есть ощущение, что российский арт-рынок существует только здесь. Пожалуй, ни  для кого не  секрет, что большинство крупных сделок совершается в  пределах Садового кольца, и  эту проблему нужно решать, ведь очень много людей за  пределами столицы создают актуальное, важное и  крутое искусство. Я  сама родом из  Красноярска и  знаю, что там есть такие художники, у  которых москвичам есть чему поучиться, а  коллекционерам нужно за  них побороться. У  меня в  коллекции много авторов из  Красноярска и, к  слову, цена на  их  работы постепенно растет.

В  целом мы  мало знаем о  региональном искусстве и, мне очень хочется сделать его видимым, как сегодня, например, это делает галерея «БИЗОN». Выставка «Свои: выход из-под контроля» ярко демонстрирует  — важно показать публике авторов из  разных регионов страны, и  я  очень рада что в  «БИЗОNе» соберется большое количество художников из  Татарстана.

—  Среди победителей выставки есть представители Татарстана, нетривиально развивающие национальное искусство. Например, Рамиль Резванов, облекающий татарский орнамент в  жанр  digital   art . Такие эксперименты могут вывести национальное искусство на  новый уровень?

—  Оно априори интересно не  только в  Татарстане. Отсматривая заявки, я  была в  большом восторге и  грустила о  том, что этих художников пока не  знают на  московской арт-сцене. Очень хочется увидеть их  работы на  столичных ярмарках, показать коллекционерам.

Я  уже говорила, что за  галереей следят в  разных городах страны и  open call это показал. Многие мои коллеги знают про «БИЗОN». Для молодых художников из  Татарстана это хороший шанс заявить о  себе.

—  Одна из  составляющих успеха на  любом  open   call     грамотная самопрезентация. Многие неопытные авторы терпят неудачу именно на  стадии формирования портфолио. Как начинающим автором грамотно его подготовить?

—  Нужно помнить, что портфолио должно раскрывать вас как художника. Не  стоит рассказывать о  том, что вы  родились в  большой, дружной семье и  жили в  деревне, если это никак не  связано с  вашим творчеством. Если вы  всю жизнь рисуете кур и  овец, тогда  да. Писать о  том, что вы  многодетная мать надо только в  том случае, если вы  регулярно обращаетесь к  теме материнства и  т.  д.  Информация в  портфолио должна быть по  существу: нужно указать свое имя или псевдоним, контакты, образование и  cv  —  послужной список (избранные выставки, награды, резиденции, воркшопы, публикации в  прессе и  др.). Текст должен быть структурированным и  легко читаться.

Очень важно написать грамотный Artist Statement ( письменное описание художником своей работы,   —  прим. ред. ) и  добавить описание к  ключевым проектам. Основная проблема художников в  том, что они не  всегда могут рассказать о  своем искусстве. Многим проще написать картину, создать скульптуру, сделать видео-арт, но  не  объяснять свой замысел словами,  — и  так все понятно, говорю на  визуальном языке. Как правило, понятно не  все, а  каждый зритель воспринимает искусство, исходя из  своего образования, насмотренности, мировоззрения и  многих других факторов. Нас всех учат читать тексты, но  мало кто умеет читать визуальные знаки.

В  Artist Statement следует выделить основную тему, которую автор исследует в  творчестве, объяснить почему она важна для него и  для сообщества, почему выбраны именно такие медиумы. Очень важно не  перегружать портфолио. Не  надо показывать проекты со  школьной скамьи, где ты  нарисовал какую-то милую загогулинку. Пусть любимая загогулинка хранится дома в  рамке, а  эксперты посмотрят на  то, что ты  делаешь сейчас и  то, к  чему стремишься. Лучше всего выбрать три значимых проекта и  представить  их. Если проектов очень много, можно сделать несколько портфолио, и  выбирать релевантные open call-ы.

Также портфолио должно быть наглядным. Важно указывать название работы, год, материал  — об  этих элементарных вещах люди часто забывают. Я  советую не  тратить много времени на  изобретение дизайна портфолио, а  сделать основной акцент на  произведениях искусства. Хорошо, если в  вашем портфолио не  очень много страниц и  указана лишь действительно важная информация. Отправлять файл лучше в  формате PDF и  корректно его назвать.

—  Если подытожить, какие самые распространенные ошибки бывают у  художников при составлении заявки и  портфолио?

—  Первая ошибка  — подчеркнуть, что «я  могу все», не  сконцентрировавшись на  главном. Вторая ошибка  — неумение писать Artist Statement. Многие авторы говорят: «Я  пишу про жизнь» или «Я  пишу про себя». Если ты  пишешь о  себе, то  расскажи больше. Если о  людях  — конкретизируй тему, ведь высказываться можно и  о  социальных меньшинствах, и  о  материнстве, и  о  тяжелом мужском труде… Третья ошибка  — отсутствие четкой структуры в  портфолио.

—  Почему молодым художникам сегодня стоит участвовать в  подобных мероприятиях? И  как авторы вырастают после участия в  open   call ? Какие новые возможности открывает перед авторами прошедший  open   call ?

—  Во-первых, автора замечают, оценивают и  ставят в  одну линию с  другими успешными художниками. Во-вторых, open call помогает мастеру привлекать новую аудиторию, а  галерея занимается продвижением, демонстрацией и  продажей его работ. В  «БИЗОNe», например, есть мерч выставки, что тоже популяризирует искусство художника. Условно, если я  приеду с  тематической сумкой в  аэропорт, полечу с  ней в  другой город или страну и  встречу людей, которым понравится работа, изображенная на  ней, художник приобретет новых поклонников.

Также open call помогает завести новые связи и  знакомства. Темп развития и  привлекательность художника, помимо прочего, складываются из  количества и  качества выставок, в  которых он  участвует. Когда автор сотрудничает с  высококлассными галереями, это о  многом говорит. «БИЗОN» предоставляет финалистам, которые были особо отмечены жюри, резиденцию в  галерее, включающую стипендиальные выплаты и  мастерскую в  Казани. Идея с  мастерской особенно привлекательна, так как предполагает не  только пространство, но  и  наставничество со  стороны эксперта (далеко не  у  всех авторов в  процессе работы есть возможность обсуждать свое творчество с  профессионалами). Благодаря этому художник растет и  часто открывает новые смыслы в  рамках своего исследования и  новые горизонты для развития своего искусства.

Анастасия Попова Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»

Ещё новости о событии:

В преддверии десятилетия Центр современной культуры «Смена» объявил open call «Казань как место встречи».
23:21 13.09.2023 Казанский репортер - Казань
В экспозицию войдут картины, фотографии, скульптуры, инсталляции и другие работы молодых авторов со всей страны Фото: Марат Мугинов (Город Казань KZN.RU, 13 сентября).
17:12 13.09.2023 Администрация г. Казань - Казань
Алина Сосновская: «Увидев гроб на выставке, кто-то будет смеяться, кто-то испугается» - Бизнес Online
Эксперт open call «Свои» о передовом национальном искусстве, конце эпохи NFT и хитах на новой выставке «БИЗОNа» Сегодня в галерее «БИЗОN» искусствовед Алина Сосновская выступит с лекцией «Современное искусство — это н
08:20 13.09.2023 Бизнес Online - Казань
Встречи будут проходить для всех желающих В Картинной галерее Набережных Челнов открывается новый цикл лекций об искусстве (6+).
12:17 12.09.2023 Челнинские Известия - Набережные Челны

Новости соседних регионов по теме:

Ирина Алексеева Выброшенные материалы могут обрести новую жизнь с помощью переработки, и эта концепция также распространяется на искусство, благодаря усилиям американского художника Брайана Мока.
12:49 15.09.2023 Metro Петербург - Санкт-Петербург
На выставке представлена 161 работа, каждая из которых отражает красоту и неповторимость Нарвской заставы.
11:38 15.09.2023 Кировский район - Санкт-Петербург
Посещение выставки «Женщины в русском искусстве» из собрания Государственного Русского музея (г.
14:19 15.09.2023 АГИК - Барнаул
Под таким названием в Галерее искусств в Людинове открылась традиционная выставка Свои работы художники и мастера декоративно-прикладного искусства представили на ней в честь Дня города и 80-летия освобождения района
10:12 15.09.2023 Газета Людиновский рабочий - Людиново
Живописцы Уссурийска в очередной раз порадовали горожан в преддверии праздника.
11:10 15.09.2023 Ussur.Net - Уссурийск
Возрастное ограничение: 0+. Выставка «Только броши» начнет работу в НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО (Верхне-Волжская наб., 3) 15 сентября.
00:30 15.09.2023 Время Н - Нижний Новгород
"Новые миры" - под таким названием в музее художественной культуры Новгородской земли открылась областная выставка молодежной секции новгородского отделения "Союза художников России".
19:31 14.09.2023 ГТРК Славия - Великий Новгород
Приглашаем Вас посетить проект  «Открытые Мастерские Художников » и выставку «Мама.Земля» ВХОД И УЧАСТИЕ БЕСПЛАТНЫЕ Адрес: г. Ярославль, Большая Октябрьская, 30 А Даты «открытых мастерских»:
17:03 14.09.2023 Мэрия города - Ярославль
В оружейной столице открылась выставка «Цветные сумерки. Пастели Петра Дика» В Туле открылась выставка «Цветные сумерки.
17:01 14.09.2023 ТК Первый Тульский - Тула
В музее проходит персональная выставка петербургского художника Андрея Бодрова.
16:53 14.09.2023 Краеведческий музей - Будённовск
предоставлено галереей «5 Дом» Состоявшиеся мастера высоко оценивают эти работы.
16:44 14.09.2023 Авиаград Жуковский - Жуковский
В большом выставочном зале Мичуринского краеведческого музея состоялось открытие традиционной выставки художников наукограда.
16:42 14.09.2023 Администрация г. Мичуринска - Мичуринск
В Картинной галерее г. Волжского открылся выставочный просветительский проект «В начале пути.
16:30 14.09.2023 Портал культуры - Волгоград
В Картинной галерее г. Волжского открылся выставочный просветительский проект «В начале пути.
15:51 14.09.2023 Облкомкультуры - Волгоград
Редкие работы новосибирских живописцев, иллюстраторов и скульпторов представят в честь 90-летнего юбилея Союза художников сразу на нескольких площадках.
18:43 14.09.2023 NSKNews.Info - Новосибирск
Музей Норильска и городское управление по делам культуры и искусства объявили о старте приема работ на VII региональную художественную выставку «Северная коллекция.
17:22 14.09.2023 ИА Таймырский Телеграф - Норильск
Краевая выставка произведений художников-любителей «Неповторимая палитра родной земли» начала свою работу с душевных песен о любви к Родине в исполнении народного академического хора «Россияне».
19:22 14.09.2023 Музейно-выставочный центр - Чита
С 15 сентября 2023 года в выставочном зале «Чылтыс» Абаканской картинной галереи начнет свою работу выставка произведений, созданных преподавателями художественных школ и школ искусств «Художники – педагоги».
16:59 14.09.2023 Минкультуры - Абакан
Соелма Дагаева посетила выставку-продажу художников ДФО Фото: Минкультуры Бурятии Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева пополнила свою семейную коллекцию картин «горячей» работой по железу.
17:32 14.09.2023 Газета Новая Бурятия - Улан-Удэ
В Музее наивного искусства Екатеринбурга новый сезон стартует с выставки «Нежданное явление» .
12:55 14.09.2023 EaNews.Ru - Екатеринбург
 
По теме
Президент России, Владимир Путин, предложил возможность перевозки произведений искусства из российских музеев в разные города с целью предоставить людям возможность увидеть их лично.
Сегодня состоялось первое в этом году заседание Межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях с участием Раиса Татарстана Рустама Минниханова .
При отмене мероприятия (концерт, спектакль в театре и т.д.) зритель имеет право получить свои денежные средства обратно и в полном объеме, так как фактически оплаченная услуга оказана исполнителем не была.
Проведена репетиция инструментального ансамбля. Детский театральный проект «Что за прелесть  эти сказки» народного театра имени А. Ахунова ДК имени С. Гассара реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации,
Солидную сумму государственный театр им. Джалиля заплатит приглашенным музыкантам и солистам, которые должны были выступить на Шаляпинском фестивале-2024 в опере «Турандот» Пуччини.
С целью содействия в реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие их творческих способностей посредством вовлечения в театральную деятельность Благотворительный фонд «АК БАРС СО
Мавлюда Мансурова На прошлой неделе в Музее Памяти Елабужского государственного музея-заповедника состоялась встреча участников клуба «Внуки победы», посвященная 127-летию со дня рождения Героя Советского Союза,
Жюри отметили грамотность постановок и чистое исполнение. С 21 по 25 февраля 5 группа заслуженного коллектива народного творчества «Шаян» приняла участие во всероссийском конкурсе хореографического искусства:
Поздравления и подарки от имени Президента Российской Федерации Владимира Путина , мэра города Наиля Магдеева получила ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла Самия Хамитовна Гильмутдинова.
Тамара Сафонова: «Ключевые точки роста российского ТЭК не ограничены одним направлением» - Реальное время Генеральный директор «НААНС-МЕДИА» — о последствиях эмбарго на российскую нефть, необходимости развития собственных производств и перспективах развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Фото:
Реальное время