Когда rubato ведет к разладу: что не так с казанским «Евгением Онегиным»?

Лучший спектакль Шаляпинского фестиваля – 2024 пал жертвой устройства рабочего процесса в театре им. Джалиля. Часть 6-я

Первым спектаклем на  сцене театра им.  Джалиля после недавнего потопа стал «Евгений Онегин». Знаменитая опера Петра Чайковского в  версии режиссера Михаила Панджавидзе прошла в  ТАГТОиБ им.  Джалиля на  42-м Шаляпинском фестивале и  вновь обнажила наболевшие проблемы театра, которые предпочитают не  замечать. Подробности  — в  материале «БИЗНЕС Online».

После потопа

Отметим, что не все меломаны добрались до фестивального «Евгения Онегина» после недавнего потопа в театре им. Джалиля, громко отменившего показ «Турандот» Пуччини (хотя все помещения театра, учитывая протекшее фойе и лестницу, были открыты). Но, к примеру, в ложах первого яруса оставались свободные места.

Побоявшихся утонуть можно и огорчить, и порадовать. Посмотреть в Казани шедевр Петра Ильича Чайковского стоит и в рамках фестиваля, и в простые театральные будни (жаль, что он, как и все спектакли в ТАГТОиБ идет 1-2 раза в сезон). По визуальной картинке, режиссуре, соответствию музыкальной партитуре спектакль Михаила Панджавидзе — лучший на нынешнем «Шаляпин-фесте» и один из лучших в репертуаре коллектива (что, впрочем никак не оправдывает самого Панджавидзе, некогда ополчившегося в соцсетях на «татарских сепаратистов»). Как бы там ни было, тогда в театре справедливо отказались от любимого сценария на тему «пышно-дорого-богато» и создали интимные «лирические сцены» с минимумом внешних эффектов.

Любовь в камерной оправе

Они актуальны и сегодня, хотя с момента премьеры прошло 12 лет. Зарождению чувств Татьяны благоволит уютная усадьба Лариных от художника Игоря Гриневича с грядками, лавочками и дровницей, между которыми она бродит с Онегиным. На именинах героини появляются еще умеренно накрытый стол и военный ансамбль на балконе. Ленский переживает разочарование и смерть внутри снежного пейзажа, сделанного Павлом Суворовым с помощью компьютерной графики. А роскошь петербургского бала передает хрустальная люстра, под которой вновь встречаются Татьяна и Евгений.

Развитию любовной интриги не мешают строгие фасоны и пастельные цвета туалетов Людмилы Волковой (за исключением ярко-синего платья главной героини), выстроенный хор, включающийся лишь на балах и уличных работах. С задника за происходящим с одобрением наблюдает автор истории — Александр Сергеевич Пушкин (еще один удачный ход от создателей спектакля). Жаль только, что его портрет висит слишком низко: чтобы уйти вглубь сцены артистам приходится сильно наклонять голову.

Панджавидзе вслед за Чайковским сделал упор на взаимодействие героев, сочинив эстетичные дуэтные мизансцены (Татьяна и Ольга с арфой, Татьяна и Онегин возле аккуратного стога сена) и многомерные параллельные планы (воркующие Ольга и Ленский рядом с молчащими Татьяной и Евгением, беспечные гости на именном балу, где конфликты героев достигают апогея). На фоне ансамблей блестят два крупных соло — сцена письма Татьяны в просторной спальне с французскими окнами и предсмертная исповедь Ленского, когда он сжигает в костре любовные признания Ольге.

Несозвучный антураж

Успех такого спектакля, как правило, определяют две вещи — соответствующая атмосфера и элитарное исполнение. С обоими в ТАГТОиБ есть проблемы. Интимная, спаянная партитура Чайковского не выносит внешних вторжений. Например, неаккуратных работников сцены, которые громко выкатывают декорации спальни Татьяны во время темы ее тоски и так же громко уносят кровать под тему любви героини в оркестре. Или слишком контрастных «интермедий»: в антракте вестибюльный ансамбль Захара Штейнберга традиционно играл Speak Softly, Love, мелодию скрипки из «Списка Шиндлера» и другие попсовые шлягеры; а оркестр зачем-то репетировал арию Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова и бравую увертюру к «Руслану и Людмиле» Глинки. Все это разрушает хрупкий внутренний мир музыки Чайковского и зрительский настрой.

Также лишними для семи картин оперы кажутся два антракта (вполне можно было обойтись одним после объяснения Татьяны и Онегина) и пафосные эпиграммы Эдуарда Трескина (поэзию Пушкина в опере куда тоньше передают певцы, чем бессменный конферансье фестиваля). Это затягивало и без того долгий, насыщенный вечер.

Вместо студентов консерватории

Сложнее всего в нем пришлось музыкантам — «Евгений Онегин» требует вокального соответствия образам и непрерывной вовлеченности в спектакль солистов и оркестра. И, увы, далеко не все с этой задачей справились. Безусловным лидером, держащим драматургию действия, стал Василий Ладюк . Именитый баритон, чье имя появилось в фестивальной афише буквально несколько дней назад, внешне хотя уже и староват для Онегина (которому на момент начала оперы 24 года, а певцу — 45), но надежный как скала. Визуальное несоответствие герою солист скрадывает рельефной проработкой образа. В первой части оперы он ведет себя как безжалостный абьюзер: насмехается над Ленским, возвращает Татьяне письмо, бросает ее во время вальса на балу. Во второй части — как влюбленный поэт, вымаливая у Лариной прощение на коленях.

Глубокий, насыщенный баритон Ладюка хорош для партии Онегина, а трансформацию героя певец виртуозно передает динамикой и агогикой: ровные, монотонные музыкальные фразы характеризуют Евгения-эгоиста, порывистые, волнообразные — Евгения-любовника. К тому же, солист — хороший партнер, выстраивающий нужный баланс звука в ансамблях.

Больше вопросов вызывает Татьяна Екатерины Гончаровой. При всем таланте и технической оснащенности солистка Мариинского театра мало напоминает ирреальную героиню Чайковского, хотя уже 13 лет исполняет ее в Петербурге (напомним, что композитор видел в главных партиях оперы не опытных звезд, а студентов консерватории). С ее полнокровным сопрано и зрелой экспрессией впору петь Виолетту в «Травиате» или Елену в «Сицилийской вечерне» Верди. Вокально Татьяна в Казани у Гончаровой получилась слишком земная, хотя внешне соответствует образу юной мечтательницы. Но сочные верха и амплитудное вибрато переводят ее в ранг опытной дамы, поэтому более органично певица звучит в статусе супруги Гремина (князя в спектакле добротно представил Михаил Казаков , который «пашет» на Шаляпинском фестивале-2024 за двоих).

Также хочется слышать от петербургской солистки более внятную дикцию: в антракте соседки автора статьи по ложе обсуждали, что не всегда разбирают слова. Это вдвойне обидно, так как Гончарова хорошо интерпретирует текст, гибко сочетая его детализацию и обобщение.

Тотальный «несинхрон»

На фоне терпкого голоса Татьяны потерялась заводная Ольга Екатерины Сергеевой . Коллега Гончаровой по Мариинскому театру отлично отыграла актерски — резво порхала по сцене, докучала Лариной-старшей ( Александра Саульская-Шулятьева ), смело флиртовала с Онегиным и убедительно спела свою арию, но вокального контраста с Татьяной (по причине состава) у нее не случилось. Из-за этого казанская Ольга получилась не отдельным выпуклым портретом, а довеском к главной героине. Такого крепкая, опытная солистка Мариинского театра явно не заслуживает.

Ленский Алексея Неклюдова оказался весьма далеким от своего героя духовно. Вместо мечтательного поэта на сцене действует ярый эксцентрик: в порыве страсти он резко хватает возлюбленную за руки, обидевшись — толкает на пол. Такого напора у тенора «Новой Оперы» излишне в поведении, но недостаточно в голосе — в Казани он звучал глуховато и сорвал самые долгие овации только благодаря знаменитой арии Ленского, которая делает зрительским фаворитом у не слишком разборчивой публики, по сути, любого тенора.

И все же главной проблемой казанского «Онегина» стал тотальный «несинхрон» певцов и оркестра (напомним, та же проблема была на открывшей фестиваль премьере «Жизни за царя»). При этом оркестр тут не причем: подопечные Андрея Аниханова четко держали темпы (хотя в конфликтных сценах им не хватало драйва) и придерживались авторских ремарок Чайковского. Но любое rubato солистов неизбежно приводило к разладу: его кульминацией стало письмо Татьяны, где на словах «Не ты ль, с отрадой и любовью» оркестр с певицей разошлись на целый такт. Это (как и неидеально сбалансированный состав солистов) еще раз заставляет вспомнить, что в Казани нет собственной оперной труппы. А только ее наличие способно обеспечить достаточное число совместных репетиций, иначе будут страдать даже самые удачные спектакли.

Читайте также:

  • «Неприемлемо этически»: ради Гергиева в Казани дирижера выгнали с премьеры «Жизни за царя». Часть 1-я
  • «Несинхрон» с маэстро Гергиевым: как открывали Шаляпинский фестиваль. Часть 2-я
  • «Шаляпин-фест» с человеческим лицом: звезда Мариинки из Челнов, песни ребенка и пляски смерти. Часть 3-я
  • Дутая «Богема» в Казани: стоят ли «моржи» из Большого театра 5 миллионов? Часть 4-я
  • «Козни» Ватикана в Казани: как подруга папы римского и звезда Maxim провалилась в «Аиде». Часть 5-я
  • Анастасия Попова Фото: Анастасия Попова

    Новости соседних регионов по теме:

    В среду, 28 февраля, на сцене культурного центра «Акрон» состоится премьера спектакля «Танцуй со мной», который режиссёр задумал, как мини-сериал в стиле лирической комедии.
    11:44 26.02.2024 Novgorod.Ru - Великий Новгород
     
    По теме
    Полностью снятые и получившие прокатное удостоверения фильмы, в создании которых принимали участие актеры или режиссеры, покинувшие Россию, будут выходить в прокат.
    23 апреля в Казани был установлен новый температурный рекорд. На станции «Казань-Аэропорт» днем было зарегистрировано +25,2 градуса, сообщает Гидрометцентр РТ.
    ИА Татар-информ