Какова популярность театров на фоне фразы «Казань — спортивная столица»
Фото: Максим Платонов
В настоящий момент Казань является одним из крупнейших культурных центров России. Столица Татарстана сохраняет культурные ценности предыдущих поколений и идет в ногу со временем, стремясь развиваться в разных сферах. Одно из направлений, на которые Казань делает упор, — это спорт. Появляются новые арены и точки притяжения публики и спортсменов. Но при этом город активно развивает свою культурную инфраструктуру. Но не страдают ли театры от фразы «Казань — спортивная столица России» — ответ в материале «Реального времени».
Более 110 тысяч посетителей за четыре месяцаКак рассказала «Реальному времени» пресс-служба театра Камала, в текущем году культурный центр посетило более 110 тыс. человек. Количество могло быть выше, однако в мае началась реконструкция объекта. Наиболее популярной постановкой среди зрителей стал спектакль «Ситцевая свадьба». В произведении четыре пары молодоженов в день своей первой годовщины неожиданно оказываются на грани развода.
Наиболее активно жители Казани ходили на постановки театра, естественно, с января по апрель, до того как он был закрыт на реконструкцию. Ярко выраженного зрительского ядра в возрастном смысле у культурного центра нет. Хотя в целом аудитория делится на тех, кто старше и младше 35 лет.
Трехкратный лауреат российской национальной театральной премии «Золотая Маска»Одним из наиболее популярных мест для детей Казани является кукольный театр «Экият». С начала года его посетили более 94,7 тыс. человек. В текущем году одним из наиболее популярных спектаклей оказался «Авиатор». Благодаря данной постановке студия стала трехкратным лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая Маска», об этом «Реальному времени» рассказали в пресс-службе театра.
Наиболее популярным периодом кукольного театра можно назвать новогодние недели. Поскольку в это время представления каждый год посещают свыше 20 тыс. зрителей. Также особой популярностью у граждан пользуются экскурсии, которые проводятся в культурном центре. Так, буквально за полтора месяца после закрытия сезона «Экият» посетили более 6 тыс. туристов.
У театра нет как таковой целевой аудитории, поскольку в «Экият» есть репертуар для малышей и ребят постарше, а также для подростков, молодежи и взрослых зрителей. Есть в культурном центре и отдельное направление — бэби-театр. Это спектакли для самых маленьких детей, которым еще рано идти в зрительный зал.
Одним из старейших театров Казани является Большой драматический театр имени Качалова. В его репертуаре представлено 36 спектаклей, 26 из них играются на основной сцене, а 10 — на малой. В текущем году культурный центр открыл свой 234-й сезон.
В пресс-службе Качаловского театра «Реальному времени» рассказали, что с начала года его посетили более 106 тыс. зрителей. Наиболее востребованных спектаклей нет, спросом все еще пользуются как старые постановки — «Скрипач на крыше», «Пиковая дама», так и недавние премьеры — «Гамлет», «Ревизор», «Бал воров» и другие.
В театре сложно выделить промежуток времени, в который наблюдается особый зрительский интерес, поскольку ежедневно в культурном центре наблюдается аншлаг. При этом по результатам анкетирования посетителей театра стало ясно, что наибольший процент зрителей составляет категория от 18 до 25 лет, следующая — от 35 до 50 лет.
Лауреат номинации «За сопричастность к судьбе страны и поиск национального героя»Еще одним популярном местом культурного досуга у жителей Казани является театр Кариева. В 2024 году впервые в своей истории культурный центр со спектаклем «Приключения Рустема» стал лауреатом театральной премии «Золотая Маска» в специальной номинации «За сопричастность к судьбе страны и поиск национального героя».
В пресс-службе организации «Реальному времени» рассказали, что в текущем году театр посетило около 34,6 тыс. человек. Гостями культурного центра становятся зрители разных возрастов. Наиболее активным периодом посещаемости театра являются школьные каникулы, праздничные и выходные дни. Самыми популярными постановками являются «Белые цветы. Отражение», «Мой счастливый день», «Алифба: в стране букв».
Абдул Разуев: «Независимые проекты делают больше»Аспирант Российского института театрального искусства ГИТИС и режиссер Абдул Разуев рассказал «Реальному времени», что однажды при встрече студентов ГИТИСа с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым и ректором вуза Григорием Заславским студенты предложили один из городов Татарстана сделать театральной столицей Поволжья. Тогда эта идея была поддержана.
— У нас прекрасно действует культурная политика в отношении театров. Видим, что строятся новые театры, «Мастеровые» в Набережных Челнах построили, сейчас для Галиаскара Камала новый театр строится, поэтому развитие, несомненно, есть. Но если сравнивать с Москвой или Пермью, то у нас в Казани и Татарстане не театральный зритель. Поэтому, конечно, трудно сравнить и соотнести культуру разных городов, учитывая, что она еще и разделяются на эстрадную, андеграунд и официальную культуру, — отметил режиссер.
Абдул Разуев добавил, что любое спортивное мероприятие сопровождается культурными мероприятиями, то есть проводятся открытия и различные шоу. Но это касается только праздников федерального масштаба. Он добавил, что зачастую в некоторых типах торжеств участвуют одни и те же артисты. По его мнению, независимые проекты двигают культуру куда больше, нежели государственные, потому что в них артисты, режиссеры и программа редко претерпевают изменения.
— Всякие «МОНы», новые звезды, которые выступают в парке «Урам», молодежная новая ветвь, новая школа татарской культуры делают куда больше для развития, чем все остальное вместе взятое, если сравнивать с консерваторией или еще чем-то. То есть у нас КазГИК и консерватория не выпускают специалистов крупного масштаба. Но то, что международного и всемирного масштаба спортивных мероприятий больше, чем каких-то культурных, это, конечно, факт, — резюмировал Абдул Разуев.
Рузаль Мухаметшин: «В приоритете тело, а не душа»Татарский поэт Рузаль Мухаметшин рассказал «Реальному времени», что, по его мнению, театры Казани чувствуют себя вполне комфортно, несмотря на то, что спорту в столице республики внимания уделяется больше.
— Вспомним хотя бы уровень организации «Игр будущего» или спортивных Игр стран БРИКС... Есть такой момент: в приоритете тело, а не душа, — рассказал поэт.
Рузаль Мухаметшин добавил, что уклон в развитии Казани в сторону спорта с момента проведения Всемирной летней Универсиады вполне объясним. Тогда столица Татарстана громко заявила о себе и стала центром притяжения подобных соревнований. А каждое мероприятие мирового масштаба требует соответствующей инфраструктуры: спортивных объектов, манежей, дорог и так далее.
— С другой стороны, сказать, что культура совсем уж обделена вниманием и финансами, тоже неправильно. Это касается, в том числе и инфраструктуры: за последние годы прекрасно отремонтированы дома культуры города, здания Качаловского, Кариевского театров, театра оперы и балета, русского ТЮЗа. Сейчас сооружается новое грандиозное здание Камаловского театра. Скоро ожидается его открытие. Главное, чтобы и те, и другие объекты были востребованы, не пустовали, дарили людям радость, — резюмировал поэт.
Таким образом, несмотря на большое внимание Казани к спорту и к ее инфраструктуре, все же наиболее популярным развлечением у казанцев остаются культурные мероприятия. Так, самый крупный стадион столицы республики, к августу в рамках футбольных игр посетило около 93,6 тыс. человек. В то время как постановки театра Камала только за первые четыре месяца посмотрело более 110 тыс. зрителей.
Также специалисты подтверждают, что культура в Казани никак не обделена, более того, порой культурные события идут параллельно со спортивными мероприятиями. Например, в виде церемоний открытия и закрытия соревнований. Как отметил Рузаль Мухаметшин, главное, чтобы объекты были востребованы и дарили людям радость.
Разиль Самигуллин