«В юности знала, что уеду»: актриса из Челнов о сериале «Агата и сыск», театре Додина и татарском кино

Дарья Ленда работает в знаменитом питерском МДТ, но не пропускает день рождения мамы в автограде

«С  актерами, которыми я  так восхищалась в  юности, сейчас я  выхожу на  одну сцену»,  — рассказывает актриса Дарья Ленда, которая с  2019 года служит в  легендарном МДТ  — Театре Европы, возглавляемом едва  ли не  самым известным сегодня российским театральным режиссером Львом Додиным. Уроженка Набережных Челнов также активно снимается в  кино и  сериалах, а  в  середине сентября на  фестивале «Амурская осень» Гран-при получил исторический кинодетектив «Агата и  сыск», где она сыграла одну из  главных ролей. В  интервью «БИЗНЕС Online» Ленда рассказала, в  чем секрет театра Додина, как она «пробует» своих героев и  почему так любит готовить.

«Я очень люблю Агату, это моя визитная карточка»

— Дарья, в сентябре фильм «Агата и сыск. Выгодный риск» Владимира Койфмана, где вы сыграли одну из главных ролей, получил получил гран-при кинофестиваля «Амурская осень». Именно роль Агаты Керн в одноименном мини-сериале принесла вам широкую известность, а теперь первые зрители увидели полнометражную версию картины. Интересно ли было вновь погрузиться в эпоху конца XIX века и поработать с вашим партнером по фильму Константином Крюковым?

— Я рада, что мы вновь встретились всей командой, снова играем с Костей. На экране мы с ним прожили много событий и уже не нужно искать эту связь, близость, волнение перед любимым человеком (героем). В жизни Костя очень простой, душевный, внимательный. Ему очень важно, чтобы в кадре у меня все получилось. Перед съемками мы всегда сговариваемся, что именно будем пробовать. Чудесно, когда партнеру небезразлична твоя работа, и я очень рада возможности сниматься вместе с Константином.

Кто такая Дарья Ленда?

Дарья Федоровна Ленда — российская актриса театра и кино.

Родилась 27 декабря 1992 года в Набережных Челнах. Обучение актерскому мастерству начала в родном городе в студиях «Коктейль» при ГЦДТ и «Подмастерья» при русском драматическом театре «Мастеровые». После окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (мастерская Сергея Черкасского).

С 2016 года служит в Малом драматическом театре под руководством Льва Додина . В репертуаре артистки роли в спектаклях «Братья и сестры» (версия 2015 года, Лизавета Пряслина), «Враг народа» (Петра), «Трактир „Вечность“» (Далия), «Подросток» (Лизавета Долгорукая), «Бесплодные усилия любви» (Принцесса Французская), «Где нет зимы» (Надя). Принимает участие в спектаклях «Будь здоров, школяр» и «Страх. Любовь. Отчаяние».

Снималась в фильмах «Агата и сыск. Королева брильянтов» (Агата Керн), «Женский приговор» (Ирина Полякова»), «Русские горки» (Кира), «Блондинка» (Ляля) и др. Актриса живет и работает в Санкт-Петербурге.

Конечно, мне интересно было погружаться в эпоху того времени. Но в то же время это большая ответственность. В образы современниц я могу привнести свой личный жизненный опыт, а, играя в исторической ленте, информацию можно брать только из книг и взращивать ее в себе. Я очень люблю Агату, это моя визитная карточка: многие люди узнают меня именно по этой роли.


— В ноябре в прокат выходит другой фильм с вашим участием — лирическая кинокомедия Павла Мирзоева «Блондинка» с Евгением Цыгановым. Какой образ вы создавали там?

— В этом фильме у меня небольшая роль, но очень яркая, озорная, характерная. Такой образ я еще никогда не пробовала. Мою героиню зовут Ляля и эта работа мне особенно дорога, потому что сценарий фильма написан по мотивам одноименной киноповести Александра Володина, а я очень люблю этого автора. У нас был сплоченный коллектив, и на съемках мы действительно сдружились, что бывает не всегда. Вдохновляясь текстом Володина мы с режиссером Павлом Мирзоевым придумали яркую личность, смешную, интересную. Это картина о любви, о молодой отчаянной девушке-актрисе, пребывающей в поисках себя и своей любви. Всем рекомендую посмотреть.

— В августе вы были заняты на съемках еще одной кинокартины, какой? И когда нам ее премьеры?

— К сожалению, не могу ничего рассказывать, так как подписала соглашение о неразглашении информации. Так что все узнаете чуть позже. В кино это частая практика. Я, например, удивляюсь, когда актеры говорят: «Через месяц у нас будет премьера». У меня такого никогда не было. О выходе фильма я обычно узнаю вместе со зрителями.

«Я уже в юности знала, что уеду»

— Несмотря на регулярную работу в кино, главное дело вашей жизни — театр. В родных Набережных Челнах вы обучались в двух театральных студиях — «Коктейль» и «Подмастерья» при русском драматическом театре «Мастеровые». Как складывались первые шаги в актерской профессии?

— Тогда я еще почти ничего не знала о театре, зато занималась баскетболом. Я пришла в студию закомплексованной, несмелой, не знающей себя девочкой и там мне помогли справиться с этими проблемами. В студии я впервые познакомилась с серьезной литературой и научилась раскрывать себя в ней, познакомилась с азами профессии, нашла близких друзей, с которыми мы, к сожалению, редко видимся. Мне сложно приводить конкретные примеры, так как все это было 15 лет назад, но «Подмастерья» — одна из сильнейших студий в Челнах и даже Татарстане. Там нам не прививали какие-то штампы или дурные представления о театре, педагоги старались раскрыть нашу индивидуальность и свободу на сцене, помочь нам понять, что мы можем.

— Почему после школы вы решили уехать в Санкт- Петербургскую академию театрального искусства (ныне РГИСИ)? Вы изначально не планировали строить карьеру на малой родине? Не видели себя, допустим, в одном из казанских театров?

— Я впервые побывала в Петербурге на школьных каникулах и сразу влюбилась в этот город. На прогулке случайно оказалась на улице Рубинштейна и познакомилась со своим будущим театром. Я уже тогда хотела там играть, но не могла даже мечтать об этом. Первый спектакль, который я увидела в МДТ, был «Повелитель мух». Он произвел на меня очень сильное впечатление. Благодаря спектаклю я впервые столкнулась с реальностью, которую не замечала и, возможно, увидела какие-то не лучшие качества в себе, качества, которые надо исправлять. Также я впервые столкнулась с настолько серьезным, глубоким театром и поняла, к чему хочу стремиться.

Со многими актерами, которыми я так восхищалась в юности, я сейчас выхожу на одну сцену. Это огромная ответственность и огромное счастье! Наталья Валентиновна Акимова, Татьяна Борисовна Шестакова, Сергей Владимирович Курышев , Сергей Афанасьевич Власов… Я до сих пор учусь у этих потрясающих людей и перенимаю их опыт.

Если честно, я уже в юности знала, что уеду. Да, я очень люблю Татарстан и Набережные Челны: там живут мои родные, и я стараюсь чаще ездить на родину. Но мой основной дом уже в Санкт- Петербурге.

— Однако с первой попытки вы не смогли поступить в театральную академию, что это была за попытка?

— В 2011 году я действительно провалила экзамен в СПБГАТИ, слетев с третьего тура. Для меня это было трагедией, как и для многих не поступивших в театральный вуз. Но я не сдалась, потому что мечтала учиться именно в Петербургской академии театрального искусства. Я год отучилась в Санкт-Петербургском институте культуры, набралась опыта, много читала, подобрала себе более сильный репертуар для поступления, стала чуть лучше понимать и разбирать прозу, стихи, и поступила.

«Наш театр — это театр-дом»

— Сразу после выпуска из института вы были зачислены в стажерскую труппу Театра Европы. Значит, контакты с МДТ у вас появились еще во время учебы?

— На первом курсе академии мы все ходили на легендарный спектакль МДТ «Братья и сестры», это традиция нашей мастерской. Постановка произвела на меня фантастическое впечатление: именно тогда я уже серьезно задумалась о поступлении именно в Театр Европы. Моим педагогом по сценической речи был Валерий Николаевич Галендеев, профессор, заслуженный деятель искусств России и ближайший помощник Льва Абрамовича Додина . Это невероятно обаятельный человек, энциклопедически образованный, с ним всегда интересно работать, хотя иногда страшно. Валерий Николаевич был жесток, но справедлив: он обучал нас не только дыханию и голосоведению, но и показывал значимость слова, учил извлекать смыслы и настроения из текста.

На последнем курсе Валерий Николаевич поставил речевой спектакль «Двойное непостоянство» по пьесе Мариво, и мы в нем были «ничем не прикрыты» — ни декорациями, ни музыкой, ни светом. Каждый выходил на площадку, смотрел в глаза зрителю и пробовал дотянуться до планки, которую нам задавал Валерий Николаевич Галендеев. С этим багажом почти все ребята с нашего курса после выпуска пробовались в Театр Европы. Поступило четверо, и я в их числе.

— Какие первые впечатления у вас возникли от соприкосновения с одним из самых главных театров страны? И с гуру отечественного театра Львом Додиным?

— Адаптироваться было несложно, потому что наш театр — это театр-дом. С первого дня я чувствовала большой трепет и пиетет к людям, которые там работают, — к режиссерам, актерам, костюмерам, гримерам… Мы все знаем друг друга по именам, вместе отмечаем дни рождения и другие праздники. Сотрудники видели все наши спектакли.

Главный человек, создавший этот дом, конечно же, Лев Абрамович, великий режиссер и педагог. Он всегда выкладывается на 100 процентов и требует того же от всех нас. На репетициях Додин ставит задачи, для решения которых нужно себя преодолевать, находить в себе такие вещи, о которых ты и не знал. В чем именно феномен Льва Абрамовича лучше скажут исследователи и критики. Но для меня каждая встреча с ним — это открытие.

Меня восхищает любовь Льва Абрамовича к театру, его неистовое служение своему делу, его дарование, колоссальная жизненная и творческая энергия, его способность каждый раз, каждый день, каждую репетицию, каждый новый спектакль начинать рождать заново, не оглядываясь на вчерашний день, на прежние достижения; его каждодневный самоанализ, неудовлетворенность, ежедневное исследование, изучение и конечно, самосовершенствование.

— Как сегодня выстраивается репертуарная политика Театра Европы, какие премьеры с вашим участием ожидаются в этом сезоне?

— На этот вопрос, как и на вопросы о репертуарной политике театра, может ответить только Лев Абрамович. Мне как актрисе неэтично рассказывать о репетициях и новых постановках, я могу говорить лишь о личном опыте. В прошлом сезоне мы представили премьеру «Чайки», это сильный, глубокий спектакль с изумительной сценографией, и я очень рада за своих коллег. Сейчас мы репетируем новые пьесы, но, что мне нравится, Лев Абрамович всегда допускает то, что спектакль может не случиться. Мы изучаем материал, пробуем, репетируем, но не всегда показываем зрителю. Сегодня могут репетировать одни актеры, через месяц — совсем другие, поэтому мне сложно говорить что-то конкретное ( одно из самых ожидаемых событий нынешнего театрального сезона в Петербурге — это возвращение легендарного спектакля МДТ «Король Лир», Додин сейчас репетирует его новую версию, Ленда также принимает участие в репетиционном процессе, но окончательное решение об актерском составе принимает режиссер, прим. ред. ).

Мне нравится эта особенность нашего театра: пусть никто не гарантирует, что ты сыграешь в спектакле, но ты можешь попробовать все, что хочется. Мне кажется, в актерской профессии очень важно работать не «по плану», а уходить вглубь, задавать себе вопросы и отвечать на них, не беречь себя и знать, что ты пробуешь, а не ждать подсказок режиссера.

— Сейчас в вашем репертуаре около десятка ролей. Вы их не играете, а как говорят у вас в театре, «пробуете». Что это означает?

— Спасибо за то, что вы использовали слово «пробуете». Терминология очень важна и влияет на работу актера. Мы действительно выходим на сцену и проживаем путь наших героев от начала до конца. Во время работы я как бы прикасаюсь к материалу, изучаю его, пробую. Это не попытка изобразить или сыграть, а желание глубоко понять и постичь своего персонажа. Слово «играть» — не слишком глубокое и может увести актера не туда.

Мне нравится выходить на сцену в любой постановке. Я уже говорила про спектакль «Братья и сестры», он идет 6 часов. Сейчас я пробую в нем одну из главных ролей — Лизавету. Мы погружаемся в мир Федора Абрамова, в его невероятный космос. Но есть и другие роли, которые я очень люблю — роль принцессы в комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви», роль Нади в спектакле «Жизнь и судьба» по роману Гроссмана (с этой постановкой мы ездили на гастроли в Казань), роль Гуль в спектакле «Где нет зимы» ( режиссер Яна Тумина, прим. ред. ) по повести Дины Сабитовой .

— Как в МДТ относятся к тому, что вы много снимаетесь в кино?

— Театр или кино — извечный конфликт для любого актера. Я рада, что в нашем театре, несмотря на сложный график, мне всегда идут навстречу и разрешают сниматься. Думаю, развиваться можно и на сцене, и на съемочной площадке. В театре ты растешь и обогащаешься с каждым спектаклем, в кинематографе учишься работать на камеру. Лев Абрамович о работе в кино мне пока ничего не говорил, но мои коллеги смотрели «Агату и сыск», благодарили меня за работу, говорили, что я профессионально выросла. Мне очень приятно, что они следят за моим творчеством и радуются моим небольшим победам. Это о многом говорит.

«За новинками татарского кинематографа стараюсь следить»

— Как вы пришли в кинематограф?

— Сразу после окончания академии меня утвердили на главную роль в полнометражный фильм «Чужая жизнь» Виктора Татарского. Но практики кино в студенчестве у меня не было, и я училась уже на съемочной площадке: слушала режиссера, смотрела как работают другие артисты. Многие понимали, что я впервые оказалась в кадре, помогали и поддерживали.

Театр и кинематограф — это просто разные миры. В театре у меня нет возможности сделать дубль, зато с каждым сыгранным спектаклем я все больше расту. Поэтому артисту так важно играть и на сцене, и в кино. Он постоянно находится в живом тренинге, особенно если работает в хорошем театре с хорошим режиссером. Работа в театре, на мой взгляд, более глубокая. В малобюджетном сериале можно снять множество сцен за день, а в театре мы можем репетировать одну сцену целый день. Например над спектаклем «Братья Карамазовы» Додин работал 4 года.


— Расскажите подробнее о триллере Татарского «Чужая жизнь», какие впечатления остались от кинодебюта?

— У меня остались двойственные впечатления. С одной стороны, съемки проходили в Карелии, практически на острове. Там потрясающая природа, всем советую приехать и посмотреть ее. С другой стороны, «Чужая жизнь» правда была моим первым серьезным киноопытом, я ответственно к нему подошла, но испытывала большой стресс. Это действительно был триллер: в этом жанре я существовала не только в кадре, но и за ним. Я очень волновалась, остро на все реагировала, внутри меня был такой бешеный ритм, что хватило бы на несколько психологических триллеров. Возможно, мне это помогло, но сегодня я уже более критично отношусь к своей работе в этом фильме. Моя героиня кажется мне несколько монотонной, наверно, сейчас я бы представила ее разнообразнее.

С другой стороны, у нас был сговор с режиссером и, на мой взгляд, режиссеру всегда нужно доверять, продвигать свои идеи и мысли, но всегда в диалоге с режиссером. Только так может получиться что-то хорошее. По крайней мере, сейчас я думаю так.

— Вы в жизни достаточно скромный и закрытый человек? Если так, то каким образом боретесь со стеснением на сцене и в кадре?

— Есть очень много артистов, закрытых в жизни и очень ярких на сцене, наверно, я одна из них. Ежедневно, работая с коллегами в театре или на съемочной площадке, я «срастаюсь» с ними и раскрываюсь, потому что начинаю доверять им и уже ничего не боюсь. А вот с незнакомыми людьми я весьма закрытая. Даже могу иногда показаться грубой, хотя это не так. Это просто моя самозащита.

— Однажды вы сказали, что хотели бы оказаться на съемочной площадке в Татарстане, но пока не приходилось, почему? Следите ли за тем, как развивается татарстанское кино ?

— К сожалению, сниматься в кино в Татарстане меня пока не зовут, но идея интересная. Я бы с удовольствием съездила на родину, пожила в экспедиции. Если будет предложение, с удовольствием, соглашусь. За новинками татарского кинематографа стараюсь следить. Знаю, что выходил фильм о «КАМАЗе» и хочу его посмотреть. Слышала, что снимают сериал об эпохе 90-х годов. Я уверена, что национальное кино может быть интересно не только в родной республике, но и за ее пределами.

«Красота должна быть не только снаружи, но и внутри»

— Как часто сегодня бываете в Набережных Челнах? Может, приехать со спектаклем или мастер-классом?

— Последний раз я была в Челнах в июне. Летала всего на один день, но я не могла не приехать на день рождения мамы. Я считаю, что главное в жизни — это семья и любовь, именно они дают смысл всему остальному. Надеюсь, получится слетать в Набережные Челны в ближайшее время, но пока не могу загадывать. В актерской профессии есть минус: ты никогда не знаешь, что будет завтра — пробы, съемки или репетиции… К тому же, я молодая актриса и не могу диктовать свои правила, а подстраиваюсь под репертуар театра и графики съемок.

Было бы здорово поехать на гастроли в Татарстан, но пока, к сожалению, ничего не планируется. По поводу мастер-классов еще не знаю, у меня не было такого опыта и не было приглашений. Пока я только вела кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге.


— Ваш супруг — актер и режиссер Виталий Любский, легко ли двум артистам уживаться вместе?

— Я не люблю говорить о своей личной жизни, думаю, важно сохранять какую-то тайну, когда речь идет о любви, о совместном быте. Но мне действительно повезло. Я очень люблю своего мужа. Мы вместе уже много лет, мой муж — талантливый режиссер и хороший человек. У нас всегда есть о чем поговорить, и все свободное время мы стараемся проводить вместе.

— В одном интервью вы сказали, что любите готовить. Расскажете о коронных блюдах?

— Я очень люблю готовить. Меня это успокаивает, так я проявляю свою заботу о близких. В гастрономии, как и в актерской профессии, я люблю разнообразие, постоянно пробую что-то новое, поэтому о коронных блюдах сложно говорить. Часто готовлю ризотто, пасту, азиатские блюда, могу испечь пирог. По опыту уже знаю, что любят мои близкие, но все равно стараюсь творчески подходить к процессу, пробовать рецепты из интернета.

— Вы занимались баскетболом, пару лет назад освоили скейтбординг, что пробуете сейчас? Действительно ли внешний вид для артиста сегодня важен не меньше, чем мастерство игры?

— Мне кажется, так было всегда. Актер — лицо любого спектакля (фильма) и должен соответствовать своему герою, и внутренне, и внешне. Но если у артиста только красивая внешность и больше ничего нет, он вряд ли будет кому-то интересен. Красота должна быть не только снаружи, но и внутри. Сейчас у меня сложный график, но я стараюсь держать себя в форме. Обязательно тренируюсь раз в неделю, иногда два, хожу в бассейн. Недавно в нашей семье появились лыжи и велосипеды. В целом стараюсь активно жить, любить близких, жизнь и себя.

Анастасия Попова Фото на анонсе: Арина Разгильдина

Новости соседних регионов по теме:

29 сентября в Вольском драматическом театре состоялась премьера совместного спектакля театрального коллектива «Арлекино» гимназии Вольска и драматического театра для Всероссийского конкурса российского общества «Знание»
10:19 03.10.2023 Вольская жизнь - Вольск
Об этом сообщает Серпуховский историко-художественный музей.  Актер театра и кино, режиссер и сценарист Вениамин Смехов 8 октября  представит концертную программу "Ностальгия по настоящему".
10:16 03.10.2023 Smitanka.Ru - Серпухов
30 сентября в Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова состоялся бенефис заслуженного артиста России Михаила Петрова и премьера спектакля "А.Каренин" в постановке Владимира Золотаря.
09:59 03.10.2023 Ульяновский театр драмы - Ульяновск
С 27 сентября по 1 октября руководители клубного формирования ДК «Бригантина» Лариса Гафарова и Дмитрий Усков приняли участие в Лаборатории-Фестивале инновационных театральных технологий для режиссёров и актёров молодёжн
09:00 03.10.2023 Управление культуры - Челябинск
Гран-при фестиваля «Родина моя» остался в Смоленске. Согласно итогам, лучшей  постановкой из всех представленных на театральном форуме был признан спектакль  Смоленского драматического театра « А зори здесь тихие».
18:42 02.10.2023 ГТРК Смоленск - Смоленск
Спектакль поставлен по произведениям Сергея Довлатова «Компромисс» и «Иностранка», которые и вдохновили молодых актеров и режиссеров Союза деятелей театра «Арт-арена» на постановку.
14:59 02.10.2023 Администрация г. Пущино - Пущино
В Московском художественном театре комедии, который создан при Институте театрального искусства имени И. Д. Кобзона, прошел показ спектакля «Белоснежка».
12:52 02.10.2023 Район Марфино - Москва
Стало известно о смерти знаменитого актера Виталия Коняева. Он умер в возрасте 86 лет.
12:02 02.10.2023 ProGorodSamara.Ru - Самара
30 сентября и 1 октября наш театр открыл 24-ый театральный сезон премьерным спектаклем "Отцы и дети".
09:14 02.10.2023 Липецкий Драмтеатр - Липецк
Фото Курганского областного театра драмы. На главной сцене Курганского театра драмы 1 октября состоялся первый спектакль после капитального ремонта.
07:40 02.10.2023 Новый мир - Курган
Спектакль поставлен по пьесе известного белорусского драматурга Алексея Дударева.
13:39 02.10.2023 Чугуевский район - Чугуевка
Скончался народный артист России Виталий Коняев Артист умер на 87 году жизни.
19:20 01.10.2023 Rzn.Info - Рязань
фото Курские известия Видео Сезон открыл спектакль «Приключения Буратино».
14:50 01.10.2023 Курские Известия - Курск
В репертуаре — более 40 спектаклей для зрителей любого возраста и для семейного просмотра.
14:00 01.10.2023 ТРК Сейм - Курск
Он умер на 83-м году жизни Стало известно о смерти актера театра и кино Александра Липова.
07:50 01.10.2023 БрянскToday.Ru - Брянск
О том, каким он будет, рассказала директор театра Наталья Суркова. 6 октября Кинешемский драматический театр спектаклем по пьесе А.Н.
01:10 30.09.2023 Kineshemec.Ru - Кинешма
Съемки художественного фильма «Адам и Ева 2.0» (Прометей)» (16+) запланированы в Нижнем Новгороде.
17:58 29.09.2023 vGorodeN.Ru - Нижний Новгород
О том, каким он будет, рассказала директор театра Наталья Суркова. 6 октября Кинешемский драматический театр спектаклем по пьесе А.Н.
17:34 29.09.2023 Kineshemec.Ru - Кинешма
На Брянщине в честь 80-летия освобождения региона от немецко-фашистских захватчиков реализуется проект «Чтобы помнили».
13:15 29.09.2023 Газета Жуковские новости - Жуковка
 
По теме
Кино по мотивам знаменитого мультфильма с новыми версиями песен Дунаевского – Энтина побьется за «сказочный» прокат Сегодня в российский прокат выходит семейное музыкальное фэнтези «Летучий корабль», которое,
Девушка также участвовала в конкурсе, но призового места не получила Елизавета ЛЕБЕДЕВА Участница конкурса красоты «Мисс Европа-2024» из Украины Милена Мельничук устроила скандал, не заняв призового места на состязании.
«Выявить и искоренить слабые места»: В школах РТ прошли антитеррористические учения - ИА Татар-информ Сегодня во всех образовательных организациях Татарстана прошли всероссийские учения по отработке сценария действий для обучающихся и сотрудников охраны при вооруженном нападении и обнаружении взрывного устройства.
ИА Татар-информ
В Набережных Челнах с росгвардейцами ОМОН провели пожарно-тактическую тренировку - Росгвардия В ОМОН «Тайфун» Управления Росгвардии по Республике Татарстан прошла пожарно-тактическая тренировка по отработке совместных действий личного состава спецподразделения и МЧС при возникновении чрезвычайной ситуации на объекте.
Росгвардия
«Это не просто место для хранения книг»: зачем библиотекари России приехали в Казань - ИА Татар-информ О падении книжных тиражей, искусственном интеллекте, подготовке кадров и повышении престижа профессии библиотекаря шла речь сегодня на Всероссийском библиотечном конгрессе «Библиотека в многополярном мире».
ИА Татар-информ