Скатились в «бытовуху»: что не так с премьерой в театре им. Камала?

Татарская классика от Аделя Кутуя оказалась не по зубам 29-летнему выпускнику ГИТИСа Аскару Галимову

В  театре им.  Камала снова прочли «Неотосланные письма» («Тапшырылмаган хатлар»). Первую премьеру театрального сезона по  мотивам легендарной повести Аделя Кутуя, которая изначально должна была появиться уже в  новом здании, приурочили к  90-летию Марселя Салимжанова. Ее  готовила команда экс-казанца Аскара Галимова, недавно дебютировавшего в  Вахтанговском театре. Но  выданные авансы в  родном городе молодой режиссер не  оправдал. Подробности  — в  материале «БИЗНЕС Online».

Надежда на новую режиссерскую кровь

«Вы знаете, сколько стоит московский режиссер? Дорого! Это наш годовой бюджет. Потому что известный московский режиссер приходит не один, а со своей командой», — говори л главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев перед открытием текущего творческого сезона. Однако не за горами переезд в новое здание внушительных размеров — будет четыре зала почти на полторы зрительских мест. В нынешнем же около 900 мест и два зала. Понятное дело, что такая махина, которая по самым скромным подсчетам обошлась бюджету в 13 млрд рублей, не может простаивать, нужен контент. И два штатных режиссера, Бикчантаев и Айдар Заббаров , обеспечить физически его не смогут, а на повестке дня еще и поиск новых смыслов для театра.

И вот для этих целей, наконец, был приглашен режиссер со стороны — вчерашний студент ГИТИСа Аскар Галимов , и выглядело подобное решение вполне обнадеживающе, учитывая московский старт карьеры выходца из Казани. Ему доверили поставить не только первую премьеру сезона, но и сделать спектакль ко дню рождения Марселя Салимжанова. Выбор пал на культовую повесть Аделя Кутуя «Тапшырылмаган хатлар» («Неотосланные письма»).

Правда, будущее появление «Тапшырылмаган хатлар» в афише театра им. Камала рождало двойственные чувства. С одной стороны, это нетленная татарская классика, датируемая 1930-ми, переведенная более чем на 40 языков мира. С другой, специфичный и давно используемый материал. История сильной, любящей женщины Галии Сафиуллиной звучала еще в радиоспектакле на русском языке в 1950-е, а меньше десяти лет назад выходил одноименный фильм Рустама Рашитова . Яркий мелодраматический флер обеспечил произведению и долгую жизнь на театральной сцене. Из последнего, в 2019 году ТЮЗ им. Кариева представил довольно симпатичный эксперимент с режиссурой Ильгиза Зайниева и хореографией Нурбека Батуллы , где письма стали «отосланными», достигнув адресата.

Пьесу для нового спектакля написала молодой драматург Эндже Гиззатова , что давало надежду на новое прочтение повести, а 29-летний Галимов работал в Казани со своей командой в лице композитора Салавата Гафарова , художников Екатерины Горшковой и Лилианы Брик, хореографа Полины Майоровой . Они называют себя «Өй Театр», и недавно дебютировали в Москве довольно удачной постановкой «Утиной охоты» Вампилова в Вахтанговском театре.

Откровения не случилось

Между тем, для Галимова «Тапшырылмаган хатлар» — первое обращение к татарской классике, и откровения, увы, не случилось. И дело не в том, что спектакль не перекочевал из Казани и деревни Адрас 1930-х в наши дни (временные скачки в постановке как раз есть — часть действия разворачивается в 1980-х), а в том, что от шедевра Кутуя остался лишь нарративный макет. Это чувствует даже тот, кто не погружен в национальный контекст и впервые знакомится с героиней.

В постановке главная героиня Галия как и книжная версия тоже влюбляется в актера Искандера и выходит за него замуж. Ветренный щеголь бросает девушку с двумя детьми, но она справляется с горем — делает карьеру врача и строит новую жизнь с бывшим однокурсником Вали. Все события на месте, но чаяния и мотивы поступков героев остаются за кадром. Их нет в самом тексте Гиззатовой. То есть, остались за кадром важные моменты: почему так отчаянно Галия пронесла любовь к предавшему ее Искандеру, какие непреодолимые обстоятельства разбили их семью и неужели годы супружеской жизни оказались недостойными последнего объяснительного диалога, чем Вали был лучше бывшего мужа, что героиня кинулась ему на шею спустя пару дней после долгих лет разлуки и пр.

Камерная повесть на сцене растянулась до полновечерней пьесы, но яркие личности стали рядовыми масками. Эту заурядность невольно копирует режиссер. Он не дает персонажам раскрыться и преодолеть границы сознания. Вместе с юной героиней Галимов выводит на сцену престарелую Галию. Грамотный ход, чтобы показать ее трансформацию. Но пожилой двойник — не alter ego девушки, а ее копия. Она все также суетится и грезит об Искандере, хотя вроде по любви связала себя с Вали. А ее отчаянные крики сожаления о том, что из-за обиды обманула маленькую дочку, сказав, что в парке видела не ее отца, выглядят слегка неуместно. Поскольку за все повествование не было и намека на душевные терзания и тем более, что дочь испытала какую-то моральную травму.

Большую любовь режиссер Галимов превращает в маленькую. Она не вдохновляет героев, не ведет по жизни и не совершенствует, а только ограничивает. Так же выпускник ГИТИСа ограничивает себя в пространстве, контрастах и в режиссерской свободе. Весь первый акт разворачивается в центре сцены возле обшарпанной стены — она служит и казанской квартирой молодоженов, и домом культуры, и и последним пристанищем Сафиуллиной. Второй акт — у покосившегося домика (фельдшерский пункт в Адрасе). А потенциально интересные персонажи не получают персонального лица.

Речь не только о пожилой Галие, но и о ее взрослой дочери, чья роль сводится к десятку реплик и хождению туда-сюда, и о Галиакбере, который из народного философа стал милым старичком на остановке. Тем жальче, что эти роли достались статусным актерам — Халиме Искандеровой (Галия апа), Люции Хамитовой (Кадрия), Фанису Зиганшину (Галиакбер) и Ильдусу Габдрахманову (Ильдус Ильгизарович).

Спасают привычно актеры

Отчасти недочеты действия компенсирует привычно сильная для труппы театра им. Камала актерская игра. Она складывается вокруг Ришата Ахмадуллина. Благодаря щегольским жестам и песенкам его Искандер сохраняет харизму и мальчишеский задор, а его эффектные (и всегда разные) возвращения домой вызывают одобрение зала. Миловидная Айгуль Шакурова не похожа на несгибаемую Галию Кутуя, но в образе домохозяйки смотрится органично. К тому же, проникновенно поет: ее выходная песня под баян — самый «татарский» момент спектакля. Для нее это по сути первая большая роль в театре. И Зуфар Нуртдинов убедителен в роли нерешительного ботаника Вали.

Но, в целом, премьера не оправдывает ожиданий. Есть ощущение, что молодой режиссер просто испугался легендарной повести Кутуя и сузил ее до бытовой мелодрамы. А может и не понял ее до конца. Во всяком случае определение «студенческий спектакль» приходилось слышать не раз в коротких зрительских рецензиях на выходе из зала, хотя Галимов был звездой курса в ГИТИСе. Кроме того, молодой постановщик закрепляет за собой статус автора-традиционалиста (в «Утиной охоте» он тоже не решился ярко высказать свой месседж). Возможно, на другом материале это сыграет ему в плюс, но не в «Неотосланных письмах», где хочется слышать голос режиссера.

Анастасия Попова Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»

Ещё новости о событии:

Татарская классика от Аделя Кутуя оказалась не по зубам 29-летнему выпускнику ГИТИСа Аскару Галимову В театре им.
08:47 09.11.2024 Бизнес Online - Казань
Камаловский театр начал сезон с постановки молодежной команды. Особенно на пресс-показе актеров радовала роль Фариды Хафизовой (на заднем плане) — она работает в театре помощником режиссера..
00:55 09.11.2024 Реальное время - Казань

Новости соседних регионов по теме:

Новый спектакль, новые люди и новая сцена. Теперь в Камерном театре зрителей будут пускать не только на главную, но и на малую сцену.
19:08 08.11.2024 31TV.RU - Челябинск
С 3 по 8 декабря в Казани состоится XVI Всероссийский фестиваль молодой режиссуры, традиционно объединяющий на театральных площадках столицы Татарстана знаковые спектакли молодых режиссеров России.
14:53 08.11.2024 Драмтеатр имени А.С. Пушкина - Псков
14 ноября в 12:00 в библиотеке (ул. Арочная, 21а) пройдёт творческая встреча с режиссером и актерами Театра для детей и молодёжи.
15:58 08.11.2024 Библиотека для детей и молодежи - Кемерово
У Рязанского театра кукол появится сцена под открытым небом. Об этом 7 ноября в ходе публичного доклада сообщил зампред правительства Артем Никитин.
14:19 07.11.2024 RyazPressa.Ru - Рязань
 
По теме
Татарская общественность отмечает сегодня 90-летний юбилей татарского, советского и российского театрального режиссера, народного артиста СССР Марселя Салимжанова (1934−2002).
Топ-10 общественных скандалов 2024-го в Татарстане. Голосуем! С учетом насыщенной международной повестки год для Татарстана получился относительно спокойным, но без скандальных событий не обошлось.
Светлана Андарзянова Поговорить об одежде и моде на английском языке накануне новогодних праздников — весьма актуальная тема.
На премьере театра им. Камала был полный sold out, но песни Авзаловой вживую так и не спели Спектакль-трибьют творчеству Альфии Авзаловой случился на сцене театра им.
Новый сериал-скандал поднимает тему насилия и показывает, какой не должна быть журналистика В онлайн-кинотеатре KION вновь кричат: «Дайте шоу!» В пятницу на платформе вышла новая серия эпатажной драмы Дмитрия Литвиненко.
Рустам Минниханов встретился с председателем правления ГК «Автодор» Вячеславом Петушенко - Министерство транспорта С председателем правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеславом Петушенко встретился сегодня вечером Раис Татарстана Рустам Минниханов.
Министерство транспорта
«Ак Барс» проиграл «Сибири» в домашнем матче - Реальное время Фото: предоставлено ХК «Ак Барс» Новосибирская «Сибирь» одержала победу над казанским «Ак Барсом» в очередном матче регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги.
Реальное время
За последние пять лет в рамках национальных проектов в Казань было инвестировано 75,5 млрд рублей - Бавлы-информ В прошлом году в столице Татарстана были построены три новые школы и самая большая в городе поликлиника, проведены работы по реконструкции двух мостов, а также оснащение социальных объектов.
Бавлы-информ
Начальник отдела МВД по Елабуги Олег Камалюков покинул пост. Его сняли с должности по итогам коллегии МВД по РТ за 2024 год, соответствующее решение озвучили вчера на закрытой части годового совещания органов внутренних дел.
Бизнес Online
На весь Татарстан — один позолотчик - Реальное время Итоги работы Комитета РТ по охране объектов культурного наследия: рекорды — по объемам, проблемы — по кадрам К саммиту БРИКС Казань похорошела, но многие проблемы остались.
Реальное время