Пошел вон, Вавилон, или Тонкости профессиональной гигиены

«Набукко» на Шаляпинском фестивале – 2020: именитый итальянский певец не доехал до Казани

Программка «Набукко» Верди  — предпоследнего спектакля Шаляпинского-2020  — продавалась в  фойе театра без обычной обязательной нагрузки в  виде фестивального буклета. И  неудивительно: в  нем исполнителем партии Захарии был объявлен известный итальянский бас Карло Коломбара, но  в  итоге иудейского жреца спел неизменный и  безотказный Михаил Казаков. Об  оперных идолах и  сомнительной пользе строевого шага рассказывает на  «БИЗНЕС Online» критик Иона Койфман.

«Коллизия вердиевской оперы беспощадна: царь-нечестивец Набукко прощен и исцелен от безумия после обращения в иудейскую веру» Фото: Виталий Янчишин, журнал «Элита Татарстана»

ГЛАВНОЕ  — ВЕЛИЧИЕ ЗАМЫСЛА

Коллизия вердиевской оперы беспощадна: царь-нечестивец Набукко прощен и  исцелен от  безумия после обращения в  иудейскую веру. Властолюбивая и  мстительная царевна Абигайль погибает, хотя взывает к  милосердию Иеговы и  раскаивается перед смертью.

Новая постановка Ефима Майзеля , как и  прежняя казанская версия Дени Криефа 2003 года,  — среднестатистический для оперного захолустья спектакль. Его герои добросовестно делают все, что полагается по  заветам театрального псевдоисторизма: ездят в  паланкине, разбивают скрижали и  глиняные таблички, носят по  очереди зубчатую корону, машут руками и  мечами и  иногда даже не  забывают адресовать реплики друг другу.

Пластика персонажей эклектично неряшлива. Аккуратные статичные мизансцены и  медленные синхронные движения хора в  начале спектакля довольно скоро переходят в  удушливую суету и  бытовой мусор обильной жестикуляции  — беспорядочное воздевание рук и  возлегание в  позах, ошибочно принятых за  живописные. Артисты, расставленные и  разбросанные по  сцене, выглядят безнадежно забытыми, словно игрушечные солдатики на  полу детской. «Так кто из  них кто?»  — спросил свою спутницу мой сосед по  ряду после финала первого акта.

«Аккуратные статичные мизансцены и медленные синхронные движения хора в начале спектакля довольно скоро переходят в удушливую суету» Фото: Виталий Янчишин, журнал «Элита Татарстана»

КРАСИВЫЕ ДЕРЕВНИ КРАСИВО ГОРЯТ

Поскольку режиссура Майзеля оказалась бессильной ответить даже на  этот вопрос, вся ответственность за  разъяснения легла на  декорации и  костюмы ( Виктор Герасименко ). Иудеи одеты в  белое, ассирийцы  — в  голубое, царь наряжен в  пурпур, царевны блистают стразами. По  краям сцены расположены вавилонские бронзовые барельефы, в  центре находится витражная коробка со  звездами Давида, которую после сожжения храма сменяет все та  же бронза, а  в  момент безумия правителя над его троном нависают крылья летучей мыши  — знак Баала.

По  казанским меркам сценография Герасименко кажется почти аскетичной и  сдержанной, разве что одеяния ассирийцев маячат ядовитыми анилиновыми пятнами. И  барельефы, и  витражи  — это высокие раздвижные панели наподобие дверок шкафа-купе, позволяющие быстро превращать закрытое сценическое пространство в  частично открытое. Удобство такого решения на  деле оказывается сомнительным; и  доблестная вавилонская армия, и  благочестивые иудеи вынуждены толпиться на  входе и  выходе. В  движении конструкция иногда издает подозрительные звуки.

Если трагедия личностей реализуется в  спектакле в  виде неуверенных метаний по  сцене, то  трагедия последствий неограниченной власти воплощена с  помощью видеографики ( Данил Герасименко ).  И  психологические, и  политические кульминации сюжета подменены небезупречной по  вкусу и  смыслу эстетизацией. Красиво плывут по  небу закатные облака, красиво сгорают в  красных языках пламени жители оккупированного Иерусалима, красиво разваливается на  куски идол  — набор безобидно наивных спецэффектов для людей, каждый день видящих качественную анимацию в  рекламных роликах и  видеоиграх.

«И психологические, и политические кульминации сюжета подменены небезупречной по вкусу и смыслу эстетизацией» Фото: Виталий Янчишин, журнал «Элита Татарстана»

ЭПИЧЕСКАЯ СИЛА

Дирижер Стефано Романи отработал вердиевскую партитуру без цезур, без дыхания, практически без контрастов  — быстро, громко и  безучастно, словно метроном. Музыкальные дерзости и  резкости молодого Верди, любителя плотной оркестровки и  напряженного ритмического пульса, превратились в  сюиту из  бодрых цирковых галопов, стыдливых школьных вальсов и  оглушительных маршей на  плацу. Сопротивляться этому апофеозу строевого шага солистам было нелегко  — справился только Михаил Казаков (Захария). Певец в  тот вечер был в  отличной форме, а  музыкантской воли и  опыта ему в  этой партии не  занимать.

Остальным пришлось труднее. Зоя Церерина (Абигайль) преодолевала заоблачные вокальные сложности своей партии довольно успешно, если не  считать избыточного вибрато и  заметной борьбы с  акустически «глухой» частью сцены. Геннадий Ващенко (Набукко), обладатель голоса красивого тембра и  большого объема, просто плыл по  течению и  намерений фразировать более экспрессивно явно не  имел. Дарья Рябинко (Фенена), напротив, интонировала свою партию в  преувеличенно чувствительной манере.  Устав тайком коситься на  дирижера, солисты в  отчаянии поворачивались к  нему лицом. Влюбленный иудейский военачальник Измаил ( Антон Иванов ), обращаясь к  Фенене, спел свою реплику «Misera!»  — «Несчастная!»  — прямо в  яму, и  был, очевидно, прав.

Сразу несколько спектаклей Шаляпинского в  этом году продемонстрировали базовую проблему текущего состояния театра и  фестиваля. И  это даже не  пресловутый режиссерский  «нафталин» и  небольшое количество солистов в  труппе, а  прежде всего отсутствие элементарной профессиональной гигиены в  работе приглашенных дирижеров и  постановщиков и  в  поддержании дальнейшей жизни спектаклей. Результат очевиден: опера Верди оказалась жертвой повседневной тактики Татарского театра оперы и  балета, выдаваемой за  генеральную стратегию. Если уж  служить идолу «красивого оперного пения»  — то  делать это, по  крайней мере, последовательно.

Иона Койфман Фото на анонсе: Виталий Янчишин, журнал «Элита Татарстана»​
 
По теме
12 февраля, накануне дня рождения Шаляпина, был показан «Борис Годунов» - Бизнес Online Как на Шаляпинском фестивале пытаются усвоить советскую имперскую культуру середины XX века до последней калории В мартовской афише Казанского театра оперы и балета в ряд красуются Максим Галкин,

15.02.2020
Вместо новой постановки зрителям была предложена концертная версия «Богемы» Джакомо Пуччини - Бизнес Online Сергей Буланов во время концертного исполнения шедевра Пуччини не дождался «великолепного чуда театра», но порадовался за Гульнору Гатину В этом году Шаляпинский фестиваль решительно отказался и от традиционного гала-концерта,

06.02.2020
 
Оперная певица из Набережных Челнов Влада Боровко получила главные роли в двух спектаклях La traviata и La bohème, которые вошли в список февральских постановок лондонской Королевской оперы,

05.02.2020
СМИ: ​Троих офицеров ФСБ уволили за съемку видео из служебного кабинета - Бизнес Online Троих офицеров службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ России уволили по итогам служебной проверки, проведенной после инцидента со стрельбой у здания ведомства в Москве в декабре 2019 года.
Бизнес Online
02.04.2020
«Свадебный переполох» в работах художников разных поколений - Елабужский музей-заповедник Людмила Пахомова «Свадебный переполох» — так была названа тема XIV Международного арт-симпозиума по современному искусству, проходившему в Елабужском государственном музее-заповеднике летом прошлого года.
Елабужский музей-заповедник
02.04.2020
Как развивалась культура республики в последние сто лет   Авторы и исполнители первой татарской оперы «Сания» (1925 год).
01.04.2020 Газета Республика Татарстан
Булат Саляхов мечтает съездить на Алтай Лауреатом театральной премии Министерства культуры РТ  «Тантана-2020» («Триумф -2020»)  в номинации «Честь и достоинство» стал народный  артист РТ Булат Саляхов.
02.04.2020 Челнинские Известия
волонтеры - Газета Республика Татарстан     Во всех 85 субъектах России, в том числе в Татарстане, открыты волонтёрские центры «Единой России», где уже работают более 61 тысячи активистов.
Газета Республика Татарстан
01.04.2020
25_n1718919_big - Елабужский район Сельхозпроизводителям необходимо проводить своевременную дезинфекцию предприятий АПК и обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты Об этом сообщил сегодня министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на з
Елабужский район
02.04.2020
Основная цель проекта – привлечение людей всех возрастов к занятиям физкультурой и спортом в домашних условиях в период карантина вместе с профессиональными спортсменами.
02.04.2020 Бугульминская газета
Полиция Казани задержала изготовителей поддельных разрешений на передвижения - ТРК Татарстан-Новый век Справки продавали по цене от 1000 до 2000 за штуку. Три факта незаконной деятельности по изготовлению и реализации справок о трудоустройстве, дающих право на передвижение по городу Казани,
ТРК Татарстан-Новый век
02.04.2020
МЫ ЦЕНИМ КАЖДОГО - Бугульминская газета К сотрудникам, переведенным на особый режим, обратился генеральный директор Компании Наиль Маганов.
Бугульминская газета
01.04.2020
В Прокуратуре РТ разъяснили порядок выдачи справок работодателя, которые выдаются в республике во время действия режима самоизоляции, за их незаконное использование грозит наказание вплоть до уголовного.
01.04.2020 Вечерняя Казань
волонтеры - Газета Республика Татарстан     Во всех 85 субъектах России, в том числе в Татарстане, открыты волонтёрские центры «Единой России», где уже работают более 61 тысячи активистов.
Газета Республика Татарстан
01.04.2020
Вирусолог научил, как легко и просто отличить коронавирус от ангины и гриппа - Челнинские Известия У COVID-19 есть особые симптомы Врач-инфекционист, кандидат медицинских наук Тимур Бессараб входит в состав оперативного штаба по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом.
Челнинские Известия
31.03.2020
  Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан в результате оперативно-розыскных мероприятий выявили три факта незаконной деятельности по изготовлению и реал
02.04.2020 Газета Республика Татарстан
Также рассматривается вариант его переноса на менее знаменательную дату. Запланированный на 9 мая парад по случаю 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне может пройти без зрителей, сообщает РБК со ссылкой на источники.
02.04.2020 ТРК Татарстан-Новый век