​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность

​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность
Фото: kazanreporter.ru


В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл заключительный концерт I музыкального фестиваля «Рахманинов. Грани». «Всенощное бдение» слушал культурный обозреватель «Казанского репортёра».

Говорят, что Сергей Рахманинов любил бывать в московском Спасо-Андрониковом монастыре, славившемся и древними традициями пения, и колокольными звонами, которые, очевидно, вызывали у композитора воспоминания о детских годах, проведённых в Великом Новгороде. Он вставал затемно и, наняв извозчика, уезжал в монастырь, где выстаивал под мрачными сводами древнего Спасского собора, в росписи которого принимал участие Андрей Рублёв, обедню, сопровождавшуюся монодийным знаменным пением. И тихо шептать вслед за протодиаконом: «Ещё молимся о богохранимой стране нашей».

Исследователи рахманиновского наследия склонны считать, что «Всенощное бдение» родилось у композитора на рубеже 1914-1915 годов именно как молитва о судьбе Родины, написанное в старорусских традициях.

Древние одноголосные распевы Русской Церкви при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче сменились стилем западноевропейского происхождения – многоголосным партесным пением. Сергей Рахманинов сознательно отказывается в музыкальном тексте от него, чтобы вернуться к истокам, постигая тайны крюкового письма – лица и фиты древнерусских роспевов. Для него сам ритуал Всенощной – не просто «связь времён», но их слияние, когда даже время перестаёт властвовать. Из пятнадцати номеров «Всенощного бдения» – девять опираются на древние корни.

После премьерного исполнения в марте 1915 года это произведение стало время от времени появляться на концертных афишах, но в советские годы «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова было прочно и надежно забыто до 1965 года, когда капелла под управлением Александра Юрлова исполнила фрагменты «Всенощного бдения». Тогда же Государственным академическим русским хором СССР на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия» была сделана первая запись произведения, но эта пластинка никогда не продавалась на территории СССР, предназначаясь только для экспортного рынка. В полном своём звучании на российскую концертную сцену рахманиновский орus 37 вернулся лишь в 1982 году стараниями Ленинградской академической хоровой капеллы имени М.И. Глинки под руководством Владислава Чернушенко.

В первый понедельник нынешней зимы казанцы смогли услышать это произведение в исполнении хора Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля под руководством главного хормейстера театра Юрия Карпова.

– Наше выступление в определённой мере является уникальным, – подчеркнул Юрий Семёнович. – В последний раз в полном виде от начала и до конца эта партитура звучала свыше ста лет тому назад, 10 декабря 1922 года, под управлением известнейшего казанского регента Ивана Семёновича Морева. Известный физиолог Александр Филиппович Самойлов писал Сергею Васильевичу: «Я только что возвратился домой с замечательного концерта, в котором исполнялось Ваше произведение “Всенощное бдение”, ор. 37. Да, в заброшенной, далёкой, ещё голодной, измученной, холодной, покрытой густым снегом Казани, теплится ещё какая-то жизнь. Внешний вид концерта был необычный, ибо он давался в церкви. Это, очевидно, в первый раз в истории Казани, что в церкви поставлены были рядами стулья и дан был платный концерт. Но всё это нисколько не мешало настроению, наоборот, концерт сильно выиграл оттого, что имел место в церкви». Конечно, эта музыка и позже звучала в Казани, но она звучала фрагментарно. И вот, спустя век, хор оперного театра вновь исполняет эту партитуру от начала и до конца.

Познакомить публику с сущностью и скрытыми смыслами рахманиновского сочинения организаторы фестиваля пригласили главного редактора журнала «Музыкальная академия», музыковеда Ярослава Тимофеева.

– Это одно из самых сложных и глубоких высказываний о смерти и поиске веры, – охарактеризовал «Всенощное бдение» Ярослав Ильич. – Запредельно искреннее, хотя, как и всегда у Рахманинова, эта искренность спрятана за застёгнутыми пуговицами. Поэтому можно воспринимать его сочинение как каноническое церковное произведение, а можно разглядеть в музыкальном языке мысли самого Рахманинова о главном вопросе всех религий: есть ли что-то после смерти?

Созданный композитором крупный хоровой цикл состоит из пятнадцати песнопений, разделённых на две части – вечерню и утреню, обычно исполняемых без перерывов в течение часа. В нынешнем концерте, вероятно, стремясь подчеркнуть светскость исполнения, эти две части разделил антракт. Стоило ли это делать? Наверное, да. Ведь с учётом лекционных вступлений к обоим отделениям вечер продлился свыше двух часов.

– Я раньше внутренне ругался на Русскую Православную церковь: ну почему самая красивая музыка, созданная для Всенощной, не используется в обиходе, – признался Ярослав Ильич. – Но сейчас понял, что это неизбежно. Вещь крупная, длинная. Если сочетать её с реальной службой, то служба затянется, а как мы знаем, в последние века церковная служба имеет тенденцию к сокращению. Но главная причина в том, что Рахманинов положил на музыку только неизменные тексты, которые исполняются всякий раз на богослужении в течение всего года. А ведь каждую неделю есть в службах и тексты праздничные, меняющиеся, зависящие от церковного календаря. И если мы включим «Всенощное бдение» Рахманинова в реальную службу, нам надо будет сочетать эту музыку с чьей-то ещё. Причём так, чтобы целостность произведения не развалилась. Музыки такого уровня больше нет.

К тому же «Всенощное бдение» требует достаточно большого состава – в одном из номеров композитором прописано одиннадцатиголосие. Если на каждый голос взять по три исполнителя, то получится тридцать три певца. На премьере в Большом зале Благородного собрания в Москве, нынешнем Колонном зале Дома Союзов, в 1915 году московский синодальный хор исполнял рахманиновское произведение составом в девяносто человек: тридцать взрослых и шестьдесят мальчиков.

В этот раз на сцену Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева вышли семьдесят хористов Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля – сорок мужчин и тридцать женщин. Детских мальчиковых голосов не было. Хотя, наверное, было бы интересно услышать рахманиновское сочинение в чисто мужском варианте, поскольку женские голоса так или иначе нарушают равновесие, задуманное композитором.

– Сколько календарного времени мы работали над партитурой, я, к сожалению, точно сказать не смогу, но сколько бы ни было, для Рахманинова всё равно мало, – констатировал Юрий Карпов. – Как всегда, сам себе говорю: ещё бы месяцок. Я думаю, что то, что мы сегодня представляем, лишь первый шаг в освоении грандиозной музыкальной фрески, какой является «Всенощное бдение». Я бы очень хотел, чтоб мы вновь вышли на сцену с этим произведением.

Оперный хор очень редко выступает сольно, в особенности – с программами a caрella, без инструментального сопровождения. Заключительный концерт I музыкального фестиваля «Рахманинов. Грани» дал ему шанс показать себя самостоятельным и самоценным исполнителем. А это очень важно как в целом для коллектива, так и для каждого артиста лично. Может быть, руководству Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля стоит подумать об отдельной концертной программе своего хора?

Едва зазвучало «Приидите, поклонимся» – величественный хоровой портал, открывающий композицию, в слаженном хоровом звучании возникли тени скорбной боли и беспокойства и одновременные строгость и сдержанность в выражении чувств, обнаруживающих душевную стойкость, внутреннюю силу и достоинство в принятии предуготованного.

Мир Сергея Рахманинова исключительно метафоричен и экспрессивен. И это очень тонко и трепетно передавал хор, ведомый Юрием Карповым. Слушая музыку, зал замер, забыв о непременных гаджетах, покашливаниях и рукоплесканиях некстати. Такое редко случается с обитателями XXI века.

– Сергей Васильевич не стремился написать церковную музыку, – уточнил Юрий Семёнович. – Она написана на канонический текст, но она не церковная. И не по каким-то там техническим параметрам – по количеству голосов, по протяжённости, а по той внутренней экспрессии, которую Рахманинов, как настоящий композитор, не мог не заложить в свою музыку. И потому эта партитура доступна для понимания любому слушателю.

Говоря о «Всенощной», Сергей Васильевич признавался: «Я больше всего любил один кусок – из пятого гимна “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром”. В конце там есть место, которое поют басы, – гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо». И даже просил исполнить этот фрагмент «Всенощного бдения» на своих похоронах. Но, судя по достаточно подробному описанию похорон в эмигрантской газете «Новая заря», этого, кажется, не случилось…


Русская церковная музыка во многом построена на басовой партии, но басы-октависты, так называемый бас-профундо, глубокий бас, поющий на октаву ниже всех остальных басов, большая ценность и для нашего отечества.

К сожалению, хор Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля не смог поразить слушателей той массивностью и монументальностью, которая возникает при слиянии звучания тембров обычных басов и октавистов. Не было тех «мурашек», ради которых в былые времена преодолевали много километров, чтобы только в очередной раз услышать это чудо природы. Обладатели этого уникального голоса были наперечёт, опытные наставники предупреждали их: «Будешь петь в хоре (tutti), потеряешь октаву». Сегодня, в общем-то, октавистам в хорах, тем более в оперных, петь нечего, для такого диапазона композиторы просто не писали, и «профундисты» практически исчезли со сцены.

Но зато хористы нашего театра смогли положить публику в карман тенором. Заслуженный артист Татарстана Станислав Щербинин блестяще солировал в том самом пятом гимне «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром», где ожидался потрясающий нижний си-бемоль в исполнении басов.

– По сюжету здесь библейский старец Симеон ожидает встречи с Христом, только тогда он сможет умереть, – пояснил Ярослав Тимофеев. – И вот наконец он видит младенца, понимает, что это Мессия, и с миром в возрасте триста шестьдесят лет уходит из жизни. Рахманинов нашёл поразительное решение, написав этот хор в жанре колыбельной. И эта колыбельная адресована одновременно и младенцу, и умирающему. Смерть же в древнерусском языке – успение, засыпание.

От троичного воодушевляющего призыва к общей молитве в первом гимне через благодарность Господу за возможность видеть Солнце правды, в то время, когда весь окружающий мир погружается в непроницаемую тьму, за жертвенность Христа, разрушившего Своей смертью смерть человечества и за выход из мрака печалей, скорби страданий мы вместе с хором совершаем духовное восхождение к запредельным высотам.

Но хор, в свою очередь, подвластен дирижёру, доводящему его общую настроенность до того состояния, когда неторопливое течение музыки Сергея Рахманинова обретает внутреннюю мощь и наэлектризованность. Певцы, явившись перед публикой не за масками образов, как это случается с ними в оперных представлениях, обнаружили духовное сообщество профессионалов, в звучности которого развивается строго уравновешенный ансамбль, живёт точно выверенный строй и проявляются художественные, отчётливо выработанные нюансы.

«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова в их интерпретации – это поэзия принятия неизбежного. Да, безусловно, смерть и воскрешение Христа кульминационны, но самый важный момент – ночь сомнений, которую предстоит нам пережить между этими двумя событиями. В кромешной безысходности нужно обрести в себе силы веры в неотвратимость победы, отыскать внутреннее равновесие и примириться с собой.

Вот на такой актуальной во все времена философической мысли и завершился I музыкальный фестиваль «Рахманинов. Грани».

Первый «блин» оказался не только весьма съедобным, но и чрезвычайно опасным, вызывающим сильную зависимость слушателей от образцового концертного репертуара и дивной организаторской работы. Теперь нам остаётся лишь с нетерпением ждать II музыкального фестиваля. Ведь он же будет? Он же не может не быть…


Зиновий Бельцев.

Ещё новости о событии:

150-летие Рахманинова как повод для поиска новых точек потенциального развития казанской оперы В начале нынешней недели Государственный большой концертный зал им.
08:26 06.12.2023 Бизнес Online - Казань
​«Всенощная» Рахманинова: взгляд в запредельность - Казанский репортер
В Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева прошёл заключительный концерт I музыкального фестиваля «Рахманинов.
23:25 05.12.2023 Казанский репортер - Казань

Новости соседних регионов по теме:

6 декабря 2023 года, в канун престольного праздника, дня святой великомученицы Екатерины,
20:03 07.12.2023 Подворье Сербской Православной Церкви - Москва
6 декабря, в канун престольного праздника, дня святой великомученицы Екатерины, всенощное бдение с чтением акафиста святой великомученице Екатерине в нашем храме возглавил Высокопреосвященнейший Антоний, епископ Моравичский,
22:42 06.12.2023 Храм св. вмц. Екатерины - Москва
фото pxhere.com/ В период с 6 по 10 декабря в Краснодаре пройдет Открытый Всероссийский музыкальный фестиваль "Российская культура: Сергей Рахманинов", где выступят лучшие музыканты России.
19:04 06.12.2023 ИА ВК Пресс - Краснодар
5 декабря 2023 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий возглавил всенощное бдение в Александро-Невском соборе Барнаула.
08:10 06.12.2023 Алтайская митрополия - Барнаул
Картина киностудии им. Горького расскажет об истории Пермского театра оперы и балета Павел Шатров Театральный сквер в Перми Фото: Павел Шатров В Перми «Кристалл-центр» представит премьеру документального фильма «Пермь.
16:30 05.12.2023 Комсомольская Правда - Пермь
7 декабря в Пермском «Кристалл-центре» состоится премьера документального фильма «Пермь.
16:15 05.12.2023 Газета Звезда - Пермь
Севастопольский театр оперы и балета представил премьеры трёх одноактных балетов, поставленных по заказу театра: «Комната ожидания» на музыку современных композиторов в хореографии Джоны Кука,
13:57 05.12.2023 СевГУ - Севастополь
В первый зимний день  киржачский академический хор русской песни "Лотос"  представил свою новую концертную программу "Верни мне музыку", выступив в  Александровском художественно-краеведческом музее .
13:07 05.12.2023 Администрация города Киржач - Киржач
21 января в театре оперы и балета имени М. И. Глинки отметят 90-летие Челябинской области концертом «С любовью к Южному Уралу».
14:56 05.12.2023 Министерство культуры - Челябинск
В театре оперы и балета имени М. И. Глинки отметят 90-летие Челябинской области концертом «С любовью к Южному Уралу».
14:30 05.12.2023 Урал-пресс-информ - Челябинск
7 декабря в Пермском «Кристалл-центре» состоится премьера документального фильма «Пермь.
13:58 05.12.2023 Газета Звезда - Пермь
7 декабря в Пермском «Кристалл-центре» состоится премьера документального фильма «Пермь.
13:58 05.12.2023 Газета Звезда - Пермь
В вашем браузере отключен JavaScript Йошкар-Ола, 5 декабря.  Юбилей отметил Марийский государственный академический театр оперы и балета им.
11:39 05.12.2023 ГТРК Марий Эл - Йошкар-Ола
На 30 и 31 декабря проданы все билеты Ирина ШВЫРКАЕВА Все билеты на новогодний балет «Щелкунчик» (0+) раскупили в Нижегородском оперном театре.
11:02 05.12.2023 Комсомольская Правда - Нижний Новгород
В Нижегородском театре оперы и балеты им. А.С. Пушкина состоялась премьера балета «Золотой ключик».
22:53 04.12.2023 Минкультуры Нижегородской области - Нижний Новгород
04.12.2023 В библиотеке №181 состоится концерт академической гитарной музыки 10 декабря.
20:00 04.12.2023 Район Зюзино - Москва
Возрастное ограничение: 6+. В Нижегородском театре оперы и балеты им. А.С.
18:21 04.12.2023 Время Н - Нижний Новгород
04.12.2023 В культурном центре «Рублево» 5 декабря состоятся финал и суперфинал фестиваля-конкурса хорового искусства «Хоровой ринг».
18:02 04.12.2023 Район Кунцево - Москва
В Нижегородском театре оперы и балеты им. А.С. Пушкина состоялась премьера балета «Золотой ключик».
15:45 04.12.2023 Нижегородские новости - Нижний Новгород
 
По теме
Проведена репетиция инструментального ансамбля. Детский театральный проект «Что за прелесть  эти сказки» народного театра имени А. Ахунова ДК имени С. Гассара реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации,
Солидную сумму государственный театр им. Джалиля заплатит приглашенным музыкантам и солистам, которые должны были выступить на Шаляпинском фестивале-2024 в опере «Турандот» Пуччини.
С целью содействия в реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие их творческих способностей посредством вовлечения в театральную деятельность Благотворительный фонд «АК БАРС СО
Мавлюда Мансурова На прошлой неделе в Музее Памяти Елабужского государственного музея-заповедника состоялась встреча участников клуба «Внуки победы», посвященная 127-летию со дня рождения Героя Советского Союза,
Жюри отметили грамотность постановок и чистое исполнение. С 21 по 25 февраля 5 группа заслуженного коллектива народного творчества «Шаян» приняла участие во всероссийском конкурсе хореографического искусства:
Поздравления и подарки от имени Президента Российской Федерации Владимира Путина , мэра города Наиля Магдеева получила ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла Самия Хамитовна Гильмутдинова.
Заинских ветеранов боевых действий поздравил Раис Татарстана - Новости Заинска Делегация из восьми заинских участников СВО и ветеранов боевых действий в Афганистане и Чечне побывала на торжественном мероприятии по случаю празднования Дня защитника Отечества с участием Раиса Республики Татарстан.
Новости Заинска